Фэндом

История Вики

Абдул-Меджид I

1620статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Османский султан Ottoman flag svg.png
{{{изображение}}}
{{{Имя}}}
Дата и место рождения {{{Рождение}}}
Дата и место смерти {{{Смерть}}}
Предшественник {{{Предшественник}}}
Преемник {{{Преемник}}}
Тугра {{{Тугра}}}

Абдул-Меджид I (осм. عبد المجيد اول - Abd ül-Mecîd-i evvel, тур. Birinci Abdülmecit) (23 апреля 182325 июня 1861) — османский султан, правивший в 18391861. 31-й султан Турции, 28-й после завоевания Константинополя. Старший сын Махмуда II, которому наследовал 1 июля 1839 г. вскоре после поражения египтянами турецкой армии у Низиба (24 июня 1839 г.). С помощью европейских держав усмирив египетского пашу Мехмеда-Али, Абдул-Меджид, увлечённый западной культурой, продолжил реформы, начатые отцом.

По совету Решида-Мустафы-паши он издал 3 ноября 1839 г. знаменитый Хатт-и-шериф, по которому обещал равное покровительство всем турецким подданным, отказываясь от старого султанского права распоряжаться их жизнью и имуществом.

В 1850 году Турция, поддерживаемая Англией, отказалась выдать государственных преступников Австрии и России, за что в 1852 году Австрия вытеснила турок из Черногории.

В то же время в Иерусалиме возник спор из-за святых мест, Россия же неожиданно (1853 г.) объявила войну (Крымская война). Султан гордо принял вызов русского уполномоченного князя А. С. Меншикова. Союзниками Порты были Англия и Франция. Война кончилась некоторым ослаблением русских, но не надолго; Турция же взамен доставленных ей войной незначительных выгод должна была обещать союзникам добавить к Хатт-и-Хумаюну (18 февраля 1856 г.) новые реформы, плохо коррелирующие с турецким государственным строем.

Парижский договор 1856 (30 марта 1856 г.), обещавший Порте не только внешнее, но и внутреннее спокойствие, не удовлетворил христиан и возбудил мусульман. В Боснии, Болгарии и Албании произошли волнения, в Дамаске и Ливане началась резня христиан.

1858 — объявлено банкротство султанской казны, сам Абд ал-Маджид упал во мнении подданных.

Султан Абд ал-Маджид скончался от маразма 25 июня 1861 г., оставив 8 дочерей и 6 сыновей, но наследовал ему по турецкому закону его брат Абдул-Азиз.

Предшественник:
Махмуд II
Османский султан
18391861
Преемник:
Абдул-Азиз

Султаны Османской Империи

Предки Османской династии
Сулейман ШахЭртогрул

Османские султаны

bg:Абдул Меджид

bs:Abdul Medžid I de:Abdülmecid I.eo:Abd-ul-Mejidhr:Abdul Medžid I. hu:I. Abdul-Medzsid ja:アブデュルメジト1世 nl:Abdülmecit no:Abdülmecidpt:Abd-ul-Medjid sh:Abdul Medžid I.sv:Abd ül-Mecid I tr:Abdülmecit

Также на Фэндоме

Случайная вики