Фэндом

История Вики

Австро-Венгрия

1620статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Австро-Венгрия
(Österreich-Ungarn)
Герб Австро-Венгрии
Флаг Австро-Венгрии Герб Австро-Венгрии
Карта Австро-Венгрии
Австро-Венгрия (1914)
Официальный язык немецкий язык
Столица Вена и Будапешт Гимн Гимн Австро-Венгрии
Монарх Монархи из династии Габсбургов
Население 52 749 900 (1914)
Территория 676,615 тыс. км² (1910)
Основано 1867
Ликвидировано 31 октября 1918
Валюта Крона
Файл:Wappen Kaisertum Österreich 1867 (Mittel).png

А́встро-Ве́нгрия (нем. Österreich-Ungarn, также официально с 14 ноября 1868 Oesterreichisch-Ungarische Monarchie (Австро-Венгерская монархия), венг. Osztrák-Magyar Monarchia, Шаблон:Lang-cs) — двуединая монархия и многонациональное государство в Центральной Европе, существовавшее в 18671918. Второе по величине государство Европы своего времени, после Российской империи и первое из целиком находящихся в Европе.

История Править

Австро-Венгрия появилась в 1867 г. в результате двустороннего соглашения, реформировавшего Австрийскую Империю (которая, в свою очередь, была создана в 1804 г.).

Во внешнеполитическом отношении Австро-Венгрия входила в Союз трёх императоров с Германией и Россией, затем в Тройственный союз с Германией и Италией. В 1914 в составе блока Центральных держав (Германия, Турция, позже также Болгария) вступила в Первую мировую войну.

Убийство Гаврилой Принципом («Млада Босна») эрцгерцога в Сараево послужило поводом для развязывания Австро-Венгрией войны против Сербии, что неизбежно вело к конфликту с Российской империей как защитницей православных народов на Балканах, а затем и к мировой войне.

Границы Править

На севере Австро-Венгрия граничила с Саксонией, Пруссией и Россией, на востоке — с Румынией и Россией, на юге — с Румынией, Сербией, Турцией, Черногорией и Италией и омывалась Адриатическим морем, а на западе — с Италией, Швейцарией, Лихтенштейном и Баварией. (С 1871 Саксония, Пруссия и Бавария — в составе Германской империи).

Население Править

Население Австро-Венгрии

Административное деление Править

В политическом отношении Австро-Венгрия делилась на две части — Австрийскую Империю (см. подробнее Австрийские земли в составе Австро-Венгрии), управляемую с помощью рейхсрата, и Венгерское Королевство, включавшее в себя исторические земли венгерской короны и подчинявшеея венгерскому парламенту и правительству. Неофициально эти две части назывались Цислейтания и Транслейтания соотвественно. Аннексированная Австро-Венгрией в 1908 году Босния и Герцеговина не была включена ни в состав Цислейтании, ни в состав Транслейтании и управлялась особыми органами власти.

В административном отношении Австро-Венгрия делилась на следующие составные части (коронные земли):

Государственное устройство Править

Во главе Австро-Венгрии стоял австрийский император, являвшийся также венгерским королём («Его Императорское и Королевское Величество»; учреждения, общие для земель австрийской и венгерской короны, назывались «Императорскими и Королевскими»). Он имел большое количество других титулов (важнейший из них — король Богемии, или Чехии), относившихся к различным регионам государства или традиционных для рода Габсбургов.

Австро-Венгрию возглавляли:

Земли австрийской и венгерской короны имели каждая свою конституцию, свой парламент и своё правительство (в Вене и Будапеште соответственно).

О государственном устройстве земель, представленных в рейхсрате, см. Австрийские земли в составе Австро-Венгрии.

Распад Править

Файл:Österreich-Ungarns Ende.png

Одновременно с поражением в войне Австро-Венгрия распалась (ноябрь 1918): Австрия (в составе немецкоязычных земель) провозгласила себя республикой, в Венгрии король из династии Габсбургов был низложен, а Чешские земли и Словакия образовали новое независимое государство — Чехословакия. Словенские, хорватские и боснийские земли вошли в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929Югославия). Краковская земля и территории с преобладающим украинским населением (известные в составе Австро-Венгрии как Галиция) отошли к ещё одному новому государству — Польше. Триест, южная часть Тироля, а несколько позже и Фиуме (Риека) были аннексированы Италией.

См. такжеПравить

Литература Править

Также на Фэндоме

Случайная вики