ФЭНДОМ

Это статья о государстве Албания на Балканах. Если Вы ищете статью о древней Албании в Закавказье, см. Кавказская Албания
Республика Албания
Republika e Shqipërisë
Шаблон:Флаг Албании Герб Албании
Флаг Албании Герб Албании
250px
Национальный девиз: нет
Гимн: «Hymni i Flamurit»
Дата независимости 28 ноября 1912
  1. REDIRECT Шаблон:Nobr
Официальный язык Албанский
Столица Тирана
Крупнейший город Тирана
Форма правления Республика
Президент
Премьер-министр
Альфред Моисиу
Сали Бериша
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
139-я в мире
28 748 км²
4,7
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
129-я в мире
3 563 112
123 чел./км²

Шаблон:2 cell table row

Валюта Лек
Телефонный код +355

Алба́ния (Шаблон:Lang-sq), официальное название Респу́блика Алба́ния (Шаблон:Lang-sq) — государство в западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей.

Пролив Отранто отделяет Албанию от Италии. На севере и востоке граничит с Сербией и Черногорией, Македонией, на юго-востоке — с Грецией.

Значительное число этнических албанцев проживает в соседних государствах. В сербском автономном крае Косово они составляют большинство.

История Править

Основная статья: История Албании

Политическая структура Править

Главой государства является Президент.

Парламент страны — однопалатное Народное собрание (140 мест). 100 депутатов избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах (в два тура), 40 — по партийным спискам с четырёхпроцентным барьером. Срок полномочий депутатов — 4 года.

Первый парламент Албании создан в 1920, в ходе борьбы за независимость страны и против её раздела по Парижскому миру между Грецией, Италией и Югославией.

В 1928 парламент распущен, Албания провозглашена королевством.

В 1944 введено всеобщее избирательное право. В 1945 прошли парламентские выборы, на которых 97,7 % голосов получил возглавляемый коммунистами Демократический фронт (другие политические силы не принимали участия в выборах). Постепенно власть в своих руках сосредоточил Энвер Ходжа, жестоко расправлявшийся со своими политическими соперниками. До 1956 г. Албания поддерживала отношения с СССР в противовес Югославии, однако после ХХ съезда КПСС был принят курс на политическую изоляцию. Отношения поддерживались только с КНР и Румынией. Страна жила в режиме постоянной готовности к войне: каждая семья обязана была соорудить себе бомбоубежище. Были запрещены религии, ношение бороды.

После смерти Энвера Ходжи новый лидер Рамиз Алия начал политику осторожных экономических реформ и расширения отношений с другими странами.

В 1990 принята многопартийная система. У власти друг друга попеременно сменяли Социалистическая партия (представляет в основном промышленно развитые южные регионы, лидер — Фатос Нано) и Демократическая партия (представляет в основном север, лидер — Сали Бериша, бывший личный врач диктатора Ходжи). Была предпринята попытка осудить бывшего лидера Рамиза Алию, однако в результате уличных беспорядков он был освобождён из тюрьмы.

Административное деление Править

Географические данные Править

Границы Албании Править

Если не считать береговой линии, то следует признать, что все границы Албании были проведены искусственно. В основном они были определены на конференции послов великих держав в Лондоне (19121913). В ходе Первой мировой войны Албания оказалась оккупирована итальянскими, сербскими, греческими и французскими войсками, но в 1921 государства-победители в основном подтвердили ранее установленные границы. Границы проводились таким образом, чтобы отделить территории компактного проживания албанцев от соседних народов — сербов, черногорцев и греков, стараясь при этом максимально учитывать интересы всех сторон и, при возможности, использовать при проведении границ самые приметные элементы рельефа. При этом озёрный край западной Македонии был разделён между тремя государствами — Албанией, Грецией и Королевством Югославия.

Раздел озёрного края между тремя государствами производился таким образом, чтобы каждая из сторон получила свою долю низин, прилегающих к озёрам. Такой искусственный раздел, разумеется, повлиял на прохождение границ в северном и южном направлении от озёр. Граница, идущая к северу, следует линии горного хребта на востоке, но отстоит от водораздела примерно на 16 — 32 км. В связи с тем, что участники Лондонской конференции отказались использовать водораздел в качестве северо-восточной границы вновь образуемого государства Албания, регион Косово с его албанским населением оказался включён в состав Сербии.

Граница Албании на крайнем севере и северо-востоке — там, где она проходит по горным районам, — проведена таким образом, что она соединяет наиболее высокие точки рельефа и следует линии горных хребтов через почти не проходимые Северные Албанские Альпы (местное название — Bjeshkët e Namunës). На участке северо-западной границы между высокогорьем и Адриатикой естественные рубежи в основном отсутствуют, если не считать озера Шкодер и участка реки Буна к югу от него.

На юг и юго-запад от озёрного края в направлении Ионического моря юго-восточная граница Албании не следует формам рельефа, а напрямую пересекает несколько горных хребтов.

В результате такого проведения границ довольно значительная часть албанского населения оказалась за пределами национального государства, что в дальнейшем привело к многочисленным конфликтам между многочисленной албанской диаспорой и властями государств проживания.

Экономика Править

Основная статья: Экономика Албании

Объём ВВП в 2005 — 6,9 млрд евро (1,9 тыс. евро на душу населения).

Структура экономики в 2004 (доля ВВП):

  • сельское хозяйство — 22 %;
  • промышленность — 15 %;
  • строительство — 10 %;
  • торговля, туризм, сфера обслуживания — 19 %;
  • транспорт и связь — 13 %.

Население Править

Основная статья: Население Албании

Численность населения — 3,2 млн чел. Основной народ — албанцы, имеются также цыгане. Около 70 % населения исповедует ислам, 20 % — православные христиане, 10 % — католики (доли верующих в действительности меньше вследствие секуляризации в социалистический период).

До миллиона албанских гастарбайтеров работают за границей и переводы ими денежных средств являются важным источником доходов населения.

Культура Править

Основная статья: Культура Албании

См. также Править

Внешние ссылки Править

Шаблон:Stub

Шаблон:Европа Шаблон:Средиземноморье Шаблон:ОИК

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики