ФЭНДОМ

Александр IV ( 323 — 309 гг. до н. э. ) — македонский царь, номинально правивший в 316309 гг. до н. э.

Сын Александра Великого от Роксаны, принцессы Бактрии, родился через месяц после смерти отца и был немедленно провозглашён царём и соправителем своего дяди, Филиппа Арридея в 323 до н. э. Вавилонские источники называют македонским царем в это время именно Филиппа Арридея, не упоминая о младенце Александре. Ни один из соправителей не имел никакого политического влияния: Филипп был умственно отсталым, а Александр слишком юн. От их имени правил ряд регентов, в то время как генералы македонской армии, наделённые Александром Великим сатрапиями, тем временем набирали силу и отвоёвывали себе независимость. Сначала так называемые македонские цари находились под опекой Пердикки, затем, после его гибели в 321 до н. э., власть над ними перешла к старому соратнику Филиппа II, правителю Македонии Антипатру.

Ещё через 2 года, после смерти Антипатра, цари присоединились к враждующим партиям. Филипп Арридей, побуждаемый властолюбивой женой Эвридикой, взял сторону Кассандра, сына Антипатра, а Александра IV присоединили к партии своей бабушки Олимпиады, матери Александра Великого, и Полисперхона, бывшего соратника Антипатра. В 317 до н. э. Филипп Арридей был убит Олимпиадой, и её внук Александр IV остался единственным царем Македонии. В следующем году победивший Кассандр казнил Олимпиаду. Теперь у Александра IV не осталось покровителей, но только враги. Титулованного царя с матерью держали под плотной опекой в крепости Амфиполя, практически под арестом. Кассандр лишил мальчика царских привилегий и слуг, велел обращаться с ним как с простым македонцем.

О царе помнили другие диадохи. Антигон в Малой Азии выпустил декрет с требованием освободить Александра из заключения и восстановить его права на трон (Диодор, 19.61), однако вызвать таким образом волнения в Македонии не удалось.

К 309 до н. э. Кассандр укрепился в Македонии, но законный наследник взрослел, и у него было немало сторонников. В связи с этим Кассандр приказал тайно казнить четырнадцатилетнего Александра и его мать Роксану. Согласно Павсанию (9.7) их отравили. Тела Александра и Роксаны тайно предали земле, и македонцы не скоро узнали о смерти своего номинального царя.

Со смертью Александра IV завершилось 400-летнее царствование македонской династии Аргеадов.

Предшественник:
Филипп III Арридей
Македонский царь
316 — 309 г. до н. э.
Преемник:
Кассандр

Ссылки Править

  • Alexander IV, Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, ed. by Smith (1867 г.)

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики