ФЭНДОМ

Альбигойские войны (La croisade des Albigeois) — крестовые походы против альбигойцев, предпринятые по инициативе папства; происходили в 1209-29 с перерывами. Распространение в начале 12 в. ереси альбигойцев на юге Франции вызвало ее преследование церковью. В 1147 против альбигойцев выступил Бернар Клервоский, в 1163 — Турский собор, а затем и другие соборы отлучили их и предписали подвергать гонениям. В 1185 против них был организован военный поход. Все это оказалось безуспешным. Тулузский граф Раймунд VI, опасаясь, с одной стороны, папских притязаний, с другой — претензий французского короля, оказывал поддержку народному еретическому движению.

Папа римский Иннокентий III (1198-1216) низложил Раймунда VI, объявил крестовый поход и после отказа французского короля от участия в нем призвал английского короля и герм. императора к участию в походе. Это вызвало конфликт с Филиппом II Августом, не желавшим усиления влияния папства в Лангедоке. Принятые им меры помешали осуществить задуманный папой поход; лишь северо-французское рыцарство и некоторые сеньоры отозвались на проповедь похода (в 1209 собралось войско). Однако феодальная раздробленность юга Франции и незначительность власти графа, социальное расслоение и постоянные раздоры среди альбигойцев, разобщенность действий городов и феодалов привели к значительным военным победам крестоносцев. Этому способствовала их жестокость. «Убивайте всех, бог узнает своих!» — такой, по преданию, была директива папского легата Амальрика. После взятия Безье и разграбления альбигойских центров часть крестоносцев вернулась домой. Альбижуа (область с центром в г. Альби) подпала под власть предводителя крестоносцев Симона до Монфора, который завоевал ряд соседних областей. Под властью Раймунда VI остались только Тулуза и Монтобан. Опасаясь самостоятельности Монфора, в войну вступил в поддержку Раймунда VI сюзерен ряда областей в Южной Франции арагонский король Педро II, оспаривавший претензии Монфора. Столкновение в 1213 при Мюре завершилось победой Монфора, который признал себя вассалом французского короля. Тулуза и Монтобан тоже были захвачены Монфором. Однако сопротивление альбигойцев еще далеко не было сломлено. Жестокость и насилия крестоносцев объединили против них все местное население. Под руководство Раймунда VII, поддержанного английским двором, еретики, вернув Бокер и в результате народного восстания Тулузу, начали успешное наступление на крестоносцев (особенно после убийства восставшими Симона де Монфора в 1218).

Французский король, воздерживавшийся от помощи Монфору (опасаясь образования на юге сильного государства), решил вступить в войну во избежание вмешательства Англии и германского императора. Добившись принятия своих условий, главным образом невмешательства папы в светские дела и в дела местного духовенства, Людовик VIII начал войну против альбигойцев. Многие города и феодалы Юга, тяготея к Северной Франции, изъявили ему свою покорность. Продвижение французских войск после длительной осады Авиньона в 1226 завершилось в 1229 заключением мирного договора и присоединением к французскому домену значительной части Лангедока. Попытка Раймунда VII с помощью англичан начать войну против Людовика IX потерпела поражение (1242). Введение инквизиции довершило опустошение прежде богатой и цветущей области (Лангедока), окончательно включенной в состав Франции в 1271.

Источники Править