ФЭНДОМ

Файл:Antanta.png

Антанта (фр. ententeсогласие), военно-политический блок государств — Англии, Франции и России, иначе именовавшийся «Тройственным Согласием»; сложился в основном в 1904—1907 и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны. Термин возник в 1904 первоначально для обозначения англо-французского союза, при чём употреблялось выражение l’entеnte cordiale («сердечное согласие») в память кратковременного англо-французского союза в 1840-х гг., носившего то же имя. Создание Антанты было реакцией на создание Тройственного Союза и вообще усиление Германии и попыткой не допустить её гегемонии на континенте, первоначально со стороны России (Франция изначально занимала антигерманскую позицию), а затем и со стороны Англии. Последняя перед лицом угрозы германской гегемонии была вынуждена оставить традиционную политику «блестящей изоляции» и перейти к — впрочем тоже традиционной — политике блокирования против самой сильной державы континента. Особенно важным стимулом для такого выбора Англии послужила германская военно-морская программа, а также колониальные притязания Германии. В Германии, со своей стороны, такой поворот событий был воспринят как «окружение» и послужил стимулом для новых военных приготовлений, воспринимавшихся как сугубо оборонительные.

Образование блока

  • 189193 выход России из германского лагеря с целью заключения оборонительного союза с Францией.
  • в 1904 было подписано англо-французское соглашение.
  • в 1907 — русско-английское.

Эти соглашения фактически оформили создание Антанты.

К концу войны в состав государств антигерманской коалиции входили: Англия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Италия, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Доминго, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Франция, Уругвай, Черногория, Хиджаз, Эквадор, Япония.

После победы над Германией Верховный совет Антанты практически выполнял функции «мирового правительства», занимаясь устроением послевоенного порядка. Однако, провал политики Антанты в России и Турции обнаружил предел ее могуществу, подтачиваемому внутренними противоречиями между державами-победительницами. В этом политическом качестве «мирового правительства» Антанта прекратила существование после образования Лиги Наций, тогда как в военном отношении возникла новая, послевоенная система союзов.

Интервенция Антанты в России

Более подробно см. Интервенция союзников в Россию.

Большевистская революция в России первоначально интересовала Антанту прежде всего, в смысле катастрофических для нее военных перспектив (выхода России из войны и ее превращения в сырьевой придаток Германии); впоследствии вопрос свержения большевистского правительства был осознан как вопрос принципа — «защиты цивилизации». Разумеется, это не исключало того, что основные державы-участницы интервенции преследовали и прагматические политики-экономические интересы. Уже 23 декабря 1917 Англия и Франция подписали соглашение о совместной интервенции в России. 9 марта 1918 г. англичане, под предлогом (впрочем реальной) немецкой угрозы Мурманску, высадили там первый отряд; 1 августа ими был занят Архангельск. Чехословацкие легионы, поднявшие восстание в мае 1918 г., также официально считались частью сил Антанты и непосредственно подчинялись ее Верховному совету. После поражения Германии в ноябре 1918 Антанта пытается заполнить образовавшийся с выводом немецких (и турецких — в Закавказье) войск военно-политический вакуум, занимая причерноморские города: Одессу, Севастополь, Новороссийск, а также Закавказье. Интервенционистские войска состояли, по крылатому выражению одного из наиболее активных адептов интервенции Уинстона Черчилля, из представителей 14 государств; прежде всего это были: Англия, Франция, США, Сербия, Греция, Румыния, Италия; Польша, Финляндия, Латвия и Эстония не участвовали в десантах, но вели боевые действия против правительства Ленина. На Дальнем Востоке от имени Антанты активно действовала Япония, преследуя собственные интересы, но впрочем сдерживаемая в этом отношении американцами. В Закавказье Антанта, в лице Англии, распоряжалась практически полностью, что впрочем нельзя (вопреки советской исторической традиции) считать интервенцией в России, так как Закавказье тогда в состав России не входило. Однако обнаружив, что поддержание присутствия в России невозможно без крупномасштабных военных действий, и не имея реальных возможностей для новой большой войны с неясными для масс целями, страны Антанты были вынуждены уже весной 1919 вывести свои войска из большинства занятых районов (кроме Дальнего Востока). Активная материальная, экономическая и отчасти по-прежнему военная (добровольцами) помощь Белому движению продолжалась до начала 1920 года, когда стала очевидна его бесперспективность. Идею свержения большевистского правительства заменила идея «санитарного кордона», и польско-советскую войну 1920 г., которую Польша вела при активной поддержке Франции, можно считать последним крупным антибольшевистским предприятем, связанным с Антантой.

Смотри также

Армия США в вооружённых конфликтах - полный список всех событий с участием военных сил США.

Ссылки

Шаблон:Hist-stub

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики