ФЭНДОМ

AntigonusGonatas

Монета Антигона II Гоната

Антигон II Гонат (319—239 гг. до н. э.) — царь Македонии из династии Антигонидов. Правил в 277—239 гг. до н. э. Прозвище «Гонат» означало «из города Гонны», по имени города в Фессалии, где он родился.

Юные годы

Отцом Антигона был Деметрий I Полиоркет, матерью— Фила, дочь Антипатра. Детство и юность Антигона пришлись на первые десятилетия войн диадохов.

Восхождение на царство

После разгрома в битве при Ипсе Деметрий I ещё на 15 лет сохранил своё влияние на Балканах. Отправляясь на войну с Селевком, Деметрий оставил Антигона управлять делами в Греции. После смерти Деметрия в 286 г. до н. э. Антигон сохранил командование над его гарнизонами в Акрокоринфе, Халкиде и Деметриаде (гарнизоны в этих городах были названы «оковами Эллады»)

После гибели последних диадоховЛисимаха и Селевка в 281 г. до н. э. — Антигон вмешался в борьбу за власть над Македонией, но победу в морском сражении (281 г. до н. э.) одержал Птолемей Керавн, ненадолго ставший царём Македонии. Антигон был вынужден отойти в Малую Азию, где воевал против Антиоха I.

Вторжение кельтов в Македонию снова привело к анархии в Македонии, сопровождавшейся быстрой сменой её правителей. В 277 г. до н. э. Антигон внезапно высадился в Геллеспонте, разгромил кельтов в битве при Лисимахии, и в 276 г. до н. э. занял македонский трон. Для этого ему пришлось заключить союз с этолийцами и нанять в свою армию отряд кельтов в 9 тыс. человек.

Первые годы царствования

Царствование Антигона началось с попыток навести порядок в греческих делах. Первые шаги царя, направленные против образовавшегося на Пелопоннесе антимакедонского Ахейского союза, были прерваны вторжением в 274 г. до н. э. в Македонию эпирского царя Пирра. Антигон Гонат выступил ему навстречу с наёмной армией, основу которой составляли кельты, но потерпел поражение, уступив противнику Фессалию, Верхнюю Македонию и даже старую македонскую столицу Эги и бежав в Фессалонику.

В 273 г. до н. э., набрав новую наёмную армию и вторгнувшись в Эпир, Антигон потерпел поражение от сына Пирра Птолемея и был вынужден снова бежать на побережье.

В 272 г. до н. э. Пирр двинулся против Спарты в Пелопоннес. Воспользовавшись этим, Антигон снова завладел Македонией и отправился вслед Пирру. Во время штурма Аргоса Пирр погиб, и власть над Македонией оспаривать у Антигона было уже некому.

Одержав победу над Пирром, Антигон начал укреплять своё влияние на Пелопоннесе, устанавливая лояльные к себе тираннические режимы. Он воздерживался от насаждения своих гарнизонов в пелопоннесских городах, за исключением Трезены, Мантинеи и Акрокоринфа, причём последний обеспечивал Македонии контроль над всем Пелопоннесом. Кроме того, гарнизоны были оставлены в Халкиде и Деметриаде.

Эти меры Антигона позволили восстановить в Греции относительный мир— кельты сохраняли спокойствие, этоляне приостановили проведение агрессивной политики. Началось укрепление Македонии, которая во многом смогла улучшить своё внутреннее положение и усилить внешнюю политику.

Хремонидова война 267—261 гг. до н. э.

Спокойствие было нарушено в 266/265 г. до н. э., когда Афины объявили о своей независимости, подстрекаемые Хремонидом, служившим советником у царя Египта Птолемея Филадельфа. Египет до того времени не вмешивался в дела Балканского полуострова, но его начало тревожить усиление македонского флота, который, усиленный пиратами, теперь господствовал в Эгейском море. Номинально войну начали Афины. Фактически, это была война Египта против Македонии.

При получении известий о восстании Афин, Антигон немедленно вторгся в Аттику и осадил Афины, окружив их плотным кольцом. Осада облегчалась тем, что в руках македонян был Пирей. В то же время из Александрии вышел египетский флот, а к восстанию присоединились Спарта и некоторые пелопоннесские города. Спартанцы и их союзники были, однако, заперты в Пелопоннесе македонским гарнизоном в Коринфе и не могли прийти афинянам на помощь. Египетский десант в Аттике тоже не смог оказать Афинам существенной помощи. В Мегаре подняли мятеж наёмные отряды кельтов, ранее служившие Антигону, но он разбил их в сражении.

В следующем году спартанцы предприняли попытку атаковать Антигона под Коринфом. В происшедшем крупном сражении спартанцы были разгромлены, в битве погибли спартанский царь Арей и один из сыновей Антигона— Алкионей. Сын Арея Акротат, не будучи в состоянии что-либо предпринять против Коринфа, выступил против промакедонски настроенного Мегалополя. Мегалопольский тиран Аристодем нанёс спартанцам тяжёлое поражение, которые в этой войне во второй раз в бою потеряли своего царя— Акротата.

Воспользовавшись отсутствием Антигона, в ослабленную долгой войной Македонию вторгся эпирский царь Александр II. Это вынудило Антигона снять осаду Афин, заключить вынужденный мир, и срочно двинуться назад, в Македонию. Там он потерпел поражение и потерял войско, перешедшее на сторону врага. Его брат Деметрий Красивый, будучи ещё подростком, победил Александра в битве при Дердии и отобрал у него Верхнюю Македонию и Фессалию.

Антигон внезапно вернулся под Афины. В то же время разведка Антигона сообщила, что к египетскому флоту, стоявшему на рейде Афин, из Александрии вышло подкрепление.

Антигон не дал противникам соединиться— он вышел с флотом в море и разбил египетскую эскадру в битве у острова Кос. Победа над египтянами принесла Антигону господство в Эгейском море, он захватил Кикладский архипелаг и побережье Карии, вернул контроль над Эвбеей. Антигон также возглавил Лигу островитян.

Осенью 262 г. до н. э., испытав все ужасы осады и голода, сдались Афины. В Афинах, Мегаре, Эпидавре, Трезене встали македонские гарнизоны. Война закончилась в 261 г. до н. э. победой Македонии.

Укрепление Македонии

Антигон направил все свою дальнейшие усилия на укрепление Македонии. Он окружил Афины македонскими гарнизонами; в Аргосе, Мегалополе и некоторых других городах Пелопоннеса правили дружественные ему тираны. Греция была умиротворена. Эпир был низведён до второстепенного государства, вскоре упразднившего царскую власть, Этолийский союз был лоялен к Македонии. Кроме того, Антигон женил своего брата Деметрия Красивого на дочери правителя Кирены, в результате чего эта область отпала от Египта.

Обеспечив себе прочный тыл на Балканах, Антигон начал укреплять экономику государства и пополнять казну. Правление Антигона ознаменовалось усилением Македонии и увеличением её влияния в Восточном Средиземноморье.

Антигону приходилось противостоять интригам египетских Птолемеев, пытавшихся ослабить позиции македонян в Пелопоннесе. В 252 г. стратег Антигона Александр захватил Акрокоринф, объявив себя самостоятельным правителем. В 245 г. до н. э. в морской битве при Андросе македонский флот потерпел поражение от египтян. В 243 г. до н. э. после смерти Александра Антигон возвратил Коринф, заключил соглашение с этолийцами против ахейцев и вернул в Спарту изгнанного оттуда царя Леонида. Этим он восстановил своё влияние на Пелопоннесе, несмотря на потерю Коринфа, присоединившегося к Ахейскому союзу. Вскоре между Македонией и Ахейским союзом был заключён мирный договор (241 г. до н. э.), фиксировавший текущее положение дел.

Антигон Гонат умер в 239 г. до н. э., передав македонский трон сыну— Деметрию II Этолийскому.

Личность Антигона Гоната

Антигон Гонат был решительным и энергичным политиком, способным достигать своих целей окольными путями. Вместе с тем он был великодушным и незлобивым человеком. Он также был другом философа-стоика Зенона Китийского, а когда тот умер, организовал его пышные похороны.

Предшественник:
Деметрий I Полиоркет
Македонский царь
229221 до н. э.
Преемник:
Деметрий II Этолийский

Литература

  • Королёв К. Войны античного мира. Македонский гамбит. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 512 с.
  • Жигунин В. Д. Международные отношения эллинистических государств в 280—220 гг. до н. э. Изд-во Казанского унив., Казань. — 1980. — 192 с.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики