Фэндом

История Вики

Антиправительственные выступления в Будапеште (2006)

1621статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Антиправительственные выступления в Будапеште начались в центре венгерской столицы в ночь с 17 на 18 сентября 2006. Они были вызваны обнародованием аудиозаписи с высказываниями премьер-министра Ференца Дюрчаня, из которых следовало, что он лгал избирателям весной 2006 года, приукрашивая экономическое положение в стране.

Ba154tank.jpg

25-минутная запись встречи Дюрчаня с функционерами Венгерской социалистической партии, состоявшейся вскоре после победы социалистов на парламентских выборах в апреле 2006 года, произвела на общественность страны ошеломляющий эффект. Дюрчань на этой записи признал, что экономическая политика Венгрии была «самой тупой в Европе», а краха избежать удалось случайно — лишь благодаря «провидению, обилию денежных средств в мировой экономике и сотням уловок». Чтобы удержать ситуацию под контролем, правительству Дюрчаня пришлось регулярно искажать истинное положение дел: «Мы врали — по утрам, по вечерам и по ночам». Правительство, по словам премьер-министра, принижало масштаб экономических проблем, с которыми столкнулась Венгрия, и тяжесть необходимых для их решения реформ. Оспаривать подлинность записи Дюрчань не стал, сказав лишь, что эти заявления он сделал, пытаясь убедить своих соратников по партии проголосовать за непопулярные экономические и социальные реформы.

В понедельник (18 сентября) вечером около 10 тысяч демонстрантов (главным образом сторонников правых и крайне правых партий, в том числе праворадикальной Партии за лучшую Венгрию — политических противников Дюрчаня) собрались в центре Будапешта, требуя отставки премьер-министра. Прорвавшись к телецентру, протестующие захватили первый этаж и потребовали предоставить им прямой эфир. По данным спасательных служб и полиции, в ходе столкновений с органами правопорядка ранения получили не менее 150 человек, включая более ста полицейских. Венгерское телевидение прервало трансляцию, емонстранты захватили старый советский танк Т-34, который был выставлен возле здания парламента в память о событиях 1956 года. Боевая машина оказалась исправной, ее удалось завести, и демонстранты попытались прорвать на ней полицейские кордоны. Однако танк, проехав несколько сотен метров, заглох. "Экипаж" выкуривали при помощи слезоточивого газа.  Эти уличные беспорядки стали наиболее серьёзными за 50 лет, прошедших с восстания 1956 года.

В первый же день уличных волнений Дюрчань заявил: «Я остаюсь и буду делать свою работу. Я серьезно настроен на реализацию своей программы… Понимаю всю критику в свой адрес, но нужно отличить здоровую критику… от простого вандализма. Если две-три тысячи людей не понимают, что можно делать, а что нельзя, это не основание для того, чтобы нарушать мир и спокойствие в стране». Дюрчань назвал беспорядки «самой длинной и тёмной ночью» с момента падения коммунистического режима в 1989 г., но пообещал подавить любые новые попытки устроить беспорядки. Все пять фракций венгерского парламента 19 сентября проголосовали за резолюцию, осуждающую насилие. В то же время правоцентристская партия выразила «понимание» действий демонстрантов и призвала к отставке премьера. А президент страны Ласло Шойом обвинил премьера в сознательном подрыве веры народа в демократию.

Police-vengria.jpg

В ночь на среду, 20 сентября, в Будапеште продолжались спорадические столкновения полицейских и манифестантов, требующих отставки премьер-министра Ференца Дюрчаня. Манифестанты двинулись к штаб-квартире социалистической партии, разбивали витрины магазинов, кидали камни в полицейских. Полиция применила слезоточивый газ и водомёты. Антиправительственные выступления продолжались две недели - тем не менее, действия протестующих уже не были столь радикальными, как в две первые ночи.

21 сентября Ференц Дюрчань предложил всем политическим силам собраться и обсудить сложившуюся в стране обстановку, однако главная оппозиционная партия страны «ФИДЕС» категорически отказалась вести переговоры с премьером. Её поддержала и Христианская демократическая народная партия. За время антиправительственных выступлений полиция Будапешта научилась действовать на упреждение. Демонстранты тоже стали вести себя более цивилизованно, за исключением групп экстремистски настроенной молодежи, примкнувших к оппозиции.

105 170313.jpg

1 октября 2006 в Венгрии состоялись местные выборы, на которых правящая партийная коалиция потерпела сокрушительное поражение. Правая оппозиция во главе с партией «ФИДЕС» получила большинство в областных собраниях как минимум 18 из 19 округов и посты мэров не менее чем в 19 из 23 крупнейших городов страны. В тот же день президент Венгрии Ласло Шойом призвал Дюрчаня отправить правительство в отставку. Шойом подверг премьер-министра критике за использование «непозволительных методов политической борьбы, подрывающих доверие к венгерской демократии», и «моральный кризис», в который страна погрузилась по его вине. Президент призвал депутатов вынести правительству вотум недоверия. Партнёры по правительственной коалиции — социалисты и свободные демократы, имеющие в парламенте надёжное большинство, отвергли вмешательство президента, который по конституции выполняет лишь церемониальные функции. А Ференц Дюрчань вновь заявил, что в отставку не уйдет и продолжит реформы, предусматривающие жёсткую бюджетную экономию. Выступление президента привело к возобновлению акций протеста в столице. Уже в ночь на 2 октября десятки тысяч жителей Будапешта вновь вышли к зданию парламента, призывая к отставке правительства. Лидер оппозиционного блока «ФИДЕС-Венгерский гражданский союз» Виктор Орбан выдвинул ультиматум венгерским властям — в случае отказа правительства уйти в отставку оппозиция угрожает возобновить манифестации. Венгерские радикалы призывали сторонников правых сил взять в блокаду Будапешт и силой добиться отставки правительства, однако никакого эффекта их пожелание не возымело. 26 октября, в 50-летнюю годовщину Венгерского восстания, в Будапеште состоялся новый раунд беспорядков, на который полиция отреагировала довольно жёстко: сообщалось о порядка 150 раненых.

Также на Фэндоме

Случайная вики