ФЭНДОМ

Арасский мирный договор

Рукопись с текстом договора

Арасский мирный договор (фр. Traité d'Arras) — мирный договор, подписанный 21 сентября 1435 года между Бургундией и Францией. Договор завершил Гражданскую войну во Франции (которая проходила в ходе Столетней войны) и лишил Англию шансов на победу в войне.

Предпосылки Править

После договора в Труа в 1420 году герцогство Бургундия становится союзниками англичан в борьбе с Францией. Однако вскоре Франция начала побеждать в Столетней войне (после снятия осады Орлеана Жанной д`Арк). Положение Бургундии стало ухудшаться и Франция пыталась несколько раз заключить мир с Бургундией. Франции пришлось пожертвовать Жанной Д`Арк — после этого она смогла усилить дипломатическое давление на Бургундию, чтобы склонить её к миру. 22 июля 1430 года был заключён франко-австрийский договор, направленный против герцога Бургундского. Через год, 11 июня 1431 года армия Бургундии была полностью разбита в битве при Антоне, после чего французская армия в течении четырех лет грабила пределы герцогства.

Все это убедило герцога Бургундии Филиппа III Доброго на сближение с Францией. Начались мирные переговоры.

Арасская конференция и подписание мира Править

В 1434 году герцог Лотарингии Рене Добрый устроил переговоры между герцогом Бургундии и представителями Франции. Было решено устроить мирную конференцию в Арассе (главный город провинции Артуа). В тоже время король Франции начал наступление на север, чтобы ускорить процесс подписания мирного соглашения. 9 мая 1435 года французы разбили англичан в Битве при Жерберуа. В связи с этим Филипп III Добрый направил королю Англии послание, в котором рекомендовал закончить войну и отказаться от всех претензий. В связи с этим англичане отправили свою делегацию в Арасс. Конференция началась в августе, англичане всячески мешали заключению мира между Францией и Бургундией. В связи с этим 25 августа войска французов провели военную демонстрацию и двинулись на Аррас.

В связи с этим Филипп III задал пир в честь короля Англии, и в конце застолья объявил послу Англии, что Бургундия больше не их союзник. 6 сентября все представители Англии покинули конференцию. 20 сентября договор был заключён и на следующий день ратифицирован. По его условию Бургундия получала герцогства Осер и Макон, несколько стратегически важных городов на Сомме и Пикардия. Король Бургундии признавал себя вассалом короля Франции.

Последствия договора Править

Бургундия перешла на сторону Франции в Столетней войне, Англия потеряла все шансы на победу. Уже весной 1436 года войска Франции при поддержке бургундцев почти без сопротивления овладели Парижем, после чего несколько лет проводили наступательные операции в Иль-де-Франсе и Гиени. Англии пришлось пойти на переговоры, завершившиеся подписанием в 1444 году Турского договора.