ФЭНДОМ

Шаблон:1 cell table row
Республика Армения
Հայաստանի Հանրապետություն
Айастани Анрапетутюн
Шаблон:Флаг Армении Герб Армении
Флаг Армении Герб Армении
250px
Национальный девиз: нет
Гимн: «Мер Айреник»
Дата независимости 21 сентября 1991
  1. REDIRECT Шаблон:Nobr
Официальный язык армянский
Столица Ереван
Крупнейший город Ереван
Форма правления Президентская республика
Президент
Премьер-министр
Роберт Кочарян
Серж Саркисян
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
138-я в мире
29 800 км²
4,7
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
133-я в мире
3 316 000
100 чел./км²

Шаблон:2 cell table row

Валюта драм
Телефонный код +374

Респу́блика Арме́ния (Шаблон:Lang-hy), Армения (Шаблон:Lang-hy) — государство в Закавказье. Граничит с Азербайджаном, Ираном, Турцией и Грузией. Выходов к морю не имеет.

География Править

Файл:Satellite image of Armenia in May 2003.jpg
Основная статья: География Армении

Армения — страна в Закавказье, не имеющая выхода к морю. Расположена на северо-западе Армянского нагорья, называемого исторической Арменией, между Чёрным и Каспийским морями. С севера и востока обрамлена хребтами Малого Кавказа. Граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией.

Несмотря на то, что географически Армения расположена в Азии, она имеет тесные политические и культурные связи с Европой. Армения всегда находилась на перекрёстке путей, соединяющих Европу и Азию, поэтому её рассматривают в качестве трансконтинентального государства.

Рельеф Армении в основном гористый, с быстрыми реками и немногочисленными лесами. Армения занимает площадь около 30 000 км², свыше 90 % которых находятся на высоте более 1000 м над уровнем моря. Наивысшая точка, гора Арагац, — 4095 м, а самая низкая точка — 400 м над уровнем моря.

Высочайшая точка региона и исторический символ Армении - гора Арарат - находится с 1920-х годов на территории Турции.

Несмотря на то, что Армения расположена на широте субтропической зоны, климат здесь высокогорного характера, континентальный - лето жаркое, а зима холодная.

Административно-территориальное деление Править

Армения делится на 11 провинций (марзов, Шаблон:Lang-hy):

Файл:ArmeniaNumbered.png

Провинции состоят из городских и сельских общин. Губернаторы (марзпеты) назначаются и освобождаются от должности правительством. В общинах осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления — совет старейшин общины и руководитель общины (мэр города, сельский староста) — избираются на трёхлетний срок. Мэра Еревана по представлению Премьер-министра назначает и освобождает от должности Президент Республики.

В республике 953 села, 48 городов, 932 общины, из которых 871 сельская и 61 городская (1999).[1].

Политическое устройство Править

Политические партии Править

Правительство Армении Править

Основная статья: Правительство Армении

Внешняя политика Править

Азербайджан Править

В конце 1980-х годов тогдашнее руководство Армянской ССР поддержало требования армянского большинства Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР о передаче области в состав Армянской ССР. Разраставшийся этнополитический конфликт привёл к вооружённым столкновениям, которые после распада СССР переросли в полномасштабную войну, в ходе которой под контроль армянских вооружённых формирований перешла значительная часть Азербайджана.

В 1994 при посредничестве России было достигнуто соглашение о прекращении огня, сохраняющееся до сих пор. Стороны занимают позиции, соответствующие их положению на момент подписания соглашения. Нагорный Карабах является де-факто независимым государством, именующим себя Нагорно-Карабахской Республикой. Он поддерживает тесные связи с Республикой Армения и использует её национальную валюту — драм. Армянские власти постоянно подвергаются давлению со стороны внутренних сил, призывающих к аннексии Нагорного Карабаха. Армения, однако, не идёт на это, опасаясь реакции Азербайджана и международного сообщества, которое по-прежнему считает Нагорный Карабах частью Азербайджана. Политическая жизнь Армении и Нагорного Карабаха настолько тесно взаимосвязаны, что бывший президент Нагорно-Карабахской Республики Роберт Кочарян в 1997 году возглавил правительство Армении, а с 1998 по настоящее время является её президентом.

В настоящее время переговорный процесс застопорился, так как обе стороны в равной степени проявляют неуступчивость. Азербайджан настаивает, чтобы до обсуждения статуса Карабаха армянские войска были выведены со всех территорий за пределами Нагорного Карабаха, а перемещённым лицам было позволено вернуться в свои дома. Армения не признает Нагорный Карабах законной частью Азербайджана, утверждая, что, поскольку регион провозгласил свою независимость одновременно с приобретением независимости Азербайджаном, оба они являются государствами-правопреемниками бывшего СССР. Армянские власти настаивают на том, чтобы правительство Нагорного Карабаха принимало участие в любых обсуждениях, касающихся будущего этого региона, и отказывается от возвращения оккупированных территорий или предоставления беженцам возможности вернуться домой до начала переговоров о статусе региона.

Россия Править

В условиях ухудшившихся российско-грузинских отношений и определённого охлаждения в отношениях между Россией и Азербайджаном Армению принято рассматривать как единственного стратегического союзника России в Закавказье. В России проживает свыше 1,1 млн армян[2].

Военно-политическое сотрудничество Править

  • Армения совместно с другими бывшими советскими республиками входит в ОДКБ — военно-политический союз, созданный на территории бывшего Советского Союза на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года, а также в Объединённую систему ПВО СНГ.
  • На территории Армении располагается 102-я российская военная база в Гюмри, несущая боевое дежурство в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. Именно на территорию Армении (район Гюмри) передислоцируется военная техника, выводимая с российской военной базы в Ахалкалаки (Грузия).

Экономические отношения Править

Россия традиционно поддерживает хорошие экономические отношения с Арменией. Товарооборот с Россией составляет около 20 % внешней торговли республики. За 2005 год совместный товарооборот составил около 300 млн. долл. Россия — один из основных инвесторов в армянскую экономику: общий объем российских вложений превысил 240 млн долл. В 2005 году инвестиции составили 67,5 млн. долл.

Многие крупные армянские предприятия принадлежит российским компаниям. Например, до 2006 года газовый монополист «Армросгазпром» на 45 % контролировался «Газпромом» и на 10 % — российской газовой компанией «Итера». На данный момент, в обмен на трехлетний контракт на поставку газа по $110, проведена допэмиссия и доля «Газпрома» доведена до 82 %. Так же по этому соглашению к «Газпрому» перешел пятый энергоблок Разданской ТЭС. Всё вместе обойдется «Газпрому» примерно в $600 млн инвестиций, но благодаря этому он может попытаться блокировать все маршруты поставки иранского газа на свои традиционные рынки. Подробнее можно посмотреть http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=664470

РАО «ЕЭС России» принадлежат четыре из пяти энергоблоков Разданской ТЭС, снабжающей электричеством не только Армению, но и Иран и Грузию. Разданская ТЭС (крупнейший потребитель российского газа) в числе ещё нескольких армянских предприятий была передана России в 2002 году в счёт погашения государственного долга Армении в размере 93 млн. долл.

Значительная часть электрической энергии производится на Армянской АЭС.

Ереванский прокатный завод по переработке перичного алюминия «Арменал» на 100% принадлежит ОАО «Русский алюминий».

Жёсткая позиция российской стороны привела к тому, что в Армении всё чаще звучат призывы к пересмотру отношений с Россией. При этом указывается, что Россия участвует в проекте строительства железной дороги из Ирана в Азербайджан в обход Армении в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг». Этот проект может способствовать превращению Армении в «тупиковую ветвь» на Южном Кавказе.

В январе 2007 появились сообщения о том, что российская компания «Газпром нефть» рассматривает возможность строительства в Армении нефтеперерабатывающего завода мощностью до 7 млн тонн нефти в год в районе Мегри, на границе с Ираном. Эксперты считают, что данный проект следует рассматривать как чисто политический и потенциально имеющий стратегическое значение для Армении и Ирана, хотя экономическая целесообразность его в нормальной ситуации неочевидна.

Потребности в нефтепродуктах самой Армении не превышают 250 тыс. тонн в год. Нефть на НПЗ планируется получать из района Тебриза (Иран) по 200-км трубопроводу и транспортировать нефтепродукты обратно в Иран по железнодорожной ветке. Транспортная инфраструктура также должна быть построена.

Иран Править

В мае 2004 был подписан основной контракт по строительству газопровода Иран-Армения. Основные строительные работы на газопроводе Иран-Армения завершены, и на данный момент проводится тестирование и испытание трубопровода. Эти процедуры будут завершены в марте-апреле 2007 года. Строительные работы на иранской и армянской частях газопровода осуществляли иранские подрядчики. На первом этапе Иран должен поставлять в Армению 1,1 млрд куб. м природного газа ежегодно, а с 2019 года — по 2,3 млрд. Договор заключён сроком на 20 лет. Стоимость проекта оценивается в 200—250 млн долл. Первый этап предусматривает строительство 100-км газопровода по иранской территории и 41 км по армянской (Мегри-Каджаран). На втором этапе будет сооружён трубопровод Каджаран-Сисиан-Джермук-Арарат.

Газ будет подаваться на Разданскую ТЭС. Условия поставок бартерные — Армения должна будет обеспечить поставку в Иран 3 кВт/ч электроэнергии за каждый кубометр полученного газа. «Газпром», используя свой контроль над «Армросгазпромом», добивается не только повышения цены российского газа, но и ограничения поставок из Ирана только объёмами, необходимыми Разданской ТЭС.

История Армении Править

См. История Армении

Транспорт Армении Править

Железные дороги Править

Железнодорожная сеть Армении практически изолирована от внешего мира. Из четырёх точек выхода железнодорожной сети страны в другие государства (две – на границе с Азербайджаном, одна – с Грузией и одна – с Турцией) работает только стык с Грузией, через который идёт 80% грузопотока – на черноморские порты Грузии и далее в Россию и на Украину. Сообщение с Азербайджаном и Турцией перекрыто по политическим причинам. Возможность восстановления сообщения Армении с Россией через Абхазию неоднократно рассматривалась на правительственном уровне, но, учитывая напряжённые отношения между Грузией и Россией, этот вопрос не решается.

Достопримечательности Армении Править

См. также Править

Ссылки Править

Сноски Править

  1. http://www.armenianembassy.ru/admin.html
  2. По даным всероссийской переписи населения 2002 года
Шаблон:Юго-Западная Азия

Шаблон:Европа Шаблон:Азия

Шаблон:Stub