ФЭНДОМ

Битва в Тевтобургском лесу
Римско-германские войны
Дата сентябрь 9 н. э.
Место Тевтобургский лес (Саксония), Германия
Итог решающая победа германцев
Противники
германцы Римская империя
Командующие
Арминий Публий Квинтилий Вар
Силы сторон
неизвестно 3 римских легиона, 3 ала, вспомогательных когорт - всего 25 000-30 000 человек
Военные потери
неизвестно 15 000-20 000

Битва в Тевтобургском лесу - сражение между армией германцев под предводительством Арминия и римской армией Публия Квинтилия Вара, случившееся с 9 по 11 сентября 9 н. э.

Предыстория Править

С конца I в. до н. э. римляне активно готовились к войне с германцами.На рейнскую границу были переброшены войска из Испании.Их разместили во вновь построенных лагерях в Могонтиаке (устье реки Майна) и Кастра Ветера I (устье реки Липпы).В ходе успешных военных действий 12-9 до н. э. римской армии во главе с Друзом удалось расширить территорию, подвластную империи, вплоть до Эльбы.Была образована новая провинция Германия.Удачный поход Друза за Рейн стал причиной переселения со Средней Эльбы одного из свевских племён, маркоманов, между 9 и 6 до н. э.Они двинулись на восток и обосновались на прежней территории бойев, в Герцинском лесу (территории современной Богемии).

Переселение маркоманов возглавил Маробод - вождь из знатного германского рода, «варвар скорее по племени, чем по уму».В юности он долгое время прожил в Риме, вероятно, как заложник, пользовался расположением императора Августа.Вернувшись на родину, он добился власти и создал союз племён, куда вошли кроме свевских племён лугии, зумы, бутоны, мутилоны, сабины и др.Царской резиденцией Маробода стал Боигем.Его войско насчитывало 74 000 хорошо обученных воинов.Появление сильного противника не могло понравиться Риму, поэтому было решенонаправить против Маробода войска под командованием Тиберия.

В 6 году Тиберий приказал начать военные дествия.Армия, разделённая на северную во главе с Сентием Сатурнином и южную во главе с Тиберием, должна была объединиться уже на территории маркоманов.Когда до соединения оставалось уже пять дней пути, Тиберий узнал о начавшемся в Паннонии и Далмации восстании и вынужден был вернуться.С Марободом был заключён мир на выгодных длянего условиях.

Главнокомандующим рейнской армией в отсутствие Тиберия был назначен Публий Кваинтилий Вар, до этого момента управлявший Сирией.Он попытался ввести в Германии провинициальную систему управления, упорядочить налогообложение и учредить судопроизводство по римскому образцу.Однако его действия послужили причиной недовольства германских племён, в первую очередь херусков во главе с Арминием.Он с помощью уговоров и убеждений поднял против римлян другие германские племена:бруктеров, марсов и хаттов.Арминий рассудил, что нет ничего легче, чем обмануть противника, который хочет быть обманутым.В сентябре 9 года Вар узнал о волнении среди отдалённых германских племён.Известие это было ложным.Арминий специально подстроил так, чтобы заманить Вара как можно дальше на территории Германии и пройти через земли якобы дружественных римлянам племён, заставить его отклониться от военной дороги, а затем, окружив его, легко с ним раправиться.Вар поддался на уловку, хотя Сегест его неоднократно предупреждал о готовившемся заговоре германцев.Три легиона,XVII, XVIII И XIX, 6 вспомогательных когорт и 3 конные алы - всего 25 000-30 000 человек, обоз с маркитанами, женщинами и детьми отправился в отдалённые территории Германии.Как только они углублились в лес, Арминий их покинул под предлогом сбора вспомогательных войск.На самом деле он поднял соседние племена и двинулся против Вара.

Битва Править

Файл:Rome Total War Screenshot 01.jpg

Первое сражение состоялось в глухом лесу, когда шёл сильный дождь, а почва под ногами была очень скользской, что затрудняло передвижение и уменьшало манёвренность римской армии.Римляне, захваченные врасплох, не смогли быстро перестроиться в боевой порядок и потеряли много солдатВыбрав более или менее удобное место, они построили военнй лагерь, сожгли большую часть повозок и остальных вещей, которые затрудняли продвижение.На четвёртый день похода в Тевтобургском лесу произошло новое столкновение.

Дождь и сильный ветер не позволяли римлянам ни двигаться вперёд, ни твёрдо стоять на ногах.но и лишил их возможности пользоваться оружием.Они не могли как следует пустить намокшие стрелы, дротики и щиты.Напротив, для врагов, которые по большей части были легко вооружены и безопасно могли наступать и отступать, это было не так плохо![1]

Римляне потерпели сокрушительное поражение, потеряв около 20 000 человек.Германцы захватили военные значки и орлов легионов.Публий Квинтилий Вар, боясь попасть в плен, покончил жизнь самоубийством.

Итоги Править

Разгром в Тевтобургском лесу привёл к важным политическим последствиям.Тиберий, посланный в 10 году разгромить германцев, не сумел добиться желаемых результатов.Тогда император Август был вынужден удовлетвориться границей по левому берегу Рейна и до конца своего правления не вёл здесь никаких войн.

Памятник германцам Править

Примечания Править

  1. Дион Кассий. Римская история

Литература Править

Шаблон:Книга

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики