ФЭНДОМ

Битва при Везувии
Восстание Спартака
Дата 73 до н. э.
Место Везувий, Италия
Итог победа повстанцев
Противники
Римская республика Восставшие гладиаторы и рабы
Командующие
Гай Клавдий Глабр Спартак,
Крикс,
Эномай
Силы сторон
3000 легионеров и городского ополчения от 70 до 100 гладиаторов
Военные потери
большая часть войска небольшие
Шаблон:Конфликт

Битва при Везувии — первое сражение в ходе восстания Спартака между римскими и повстанческими войсками.

Предыстория Править

Основная статья: Восстание Спартака
Файл:Borghese gladiator 1 mosaic dn r2 c2.jpg

В 73 году до н. э. группа примерно из 70 гладиаторов из школы в Капуе, принадлежавших Лентулу Батиату, задумала побег. Согласно христианскому богослову и философу Синезию, Спартак и Крикс были назначены «очистительными жертвами за римский народ в амфитеатре»[1]. Таким образом, непосредственным мотивом для заговора стало известие о дате проведения очередных игр[2]. Ежегодный обряд очищения проводился в конце февраля[2]. Исходя из этого, начало восстания предположительно можно отнести к концу зимы[2]. Их замысел был раскрыт, но всё же 78 мужчин[3] ворвались на кухню, вооружились там ножами и железными вертелами и перебили вставшую у них на пути стражу[4][5].

На одной из улиц им повстречалось несколько повозок, вёзших в другой город оружие для гладиаторов[3]. Рабы захватили это оружие и двинулись дальше, преодолев сопротивление охраны городских ворот[3]. К вечеру беглецы достигли Везувия и, выбрав на вершине вулкана удобное для обороны место, расположились там[3]. Из Капуи послали несколько отрядов против гладиаторов, но атаку удалось отбить и было захвачено большое количество снаряжения[6]. Укрывшись на Везувии, рабы выбрали лидеров, которыми стали Спартак и два галльских раба, Крикс и Эномай[7]. Скорее всего, так был создан своего рода военный совет из трёх человек, руководивший повстанцами, где Спартак был верховным руководителем, а остальные двое были его помощниками[8]. Поначалу повстанцы совершали набеги на окрестности Везувия, где располагались загородные усадьбы[8]. Судя по всему, Спартак с самого начала установил деление захваченной добычи поровну[9].

В связи с тем, что бунт и налёты произошли в Кампании, которая была местом отдыха богатых и влиятельных граждан Рима, восстание быстро привлекло внимание властей. Однако сначала они рассматривали восстание как крупную волну преступлений, а не как вооружённый мятеж[6].

Тем не менее, позднее в том же году Рим отправил для подавления восстания военные силы под предводительством претора[10]. Относительно имени римского претора у античных авторов существуют разногласия: Тит Ливий именует его Клавдий Пульхр[4], Плутарх — Клавдий[10], Флор — Клавдий Глабр, Фронтин и Орозий — Клодий. Впрочем, Клодий — это форма имени Клавдий, популярная у плебеев. Таким образом, с определённостью можно говорить лишь о номене — Клавдий. Он собрал силы из 3000 человек, но не как легион, а как милицию, состоявшую «не из граждан, а из всяких случайных людей, набранных наспех и мимоходом»[11]. Глабр осадил рабов на Везувии, перекрыв единственный известный спуск с горы[10]. Таким образом, Глабр собирался подождать, пока голод не заставит мятежников сдаться.

Битва Править

Хотя рабам не хватало военных навыков, войска Спартака проявили изобретательность в использовании имеющихся подручных материалов, а также в использовании необычной тактики в столкновении с дисциплинированной римской армией. Оказавшись в осаде, люди Спартака изготовили канаты и лестницы из лозы и деревьев, растущих на склонах Везувия, и использовали их для спуска по скалам с противоположной стороны горы[10]. Флор выдвигает версию, что восставшие спустились при помощи верёвок, сплетённых из виноградных лоз, в полое жерло Везувия и вышли наружу через сквозную пещеру[12]. Затем гладиаторы обошли подножие Везувия и уничтожили солдат Глабра. Согласно Орозию, Эномай погиб именно в этом бою. В битве при Везувии был наглядно показан один из основных принципов военного искусства Спартака: атаковать противника там, где тебя не ждут и когда тебя не ждут.

Последствия Править

Именно битва при Везувии стала той гранью, которая обозначила переход действий отряда беглых гладиаторов в полномасштабную войну[13]. После победы повстанцы оставили позиции на склоне Везувия и, по-видимому, разместились на месте бывшего римского лагеря[13]. Туда стали приходить городские и сельские рабы из ближайших окрестностей, пастухи и некоторые сельские свободные рабочие. Вероятно, среди них были италики, прежде всего самниты, воевавшие против Суллы в 83—82 годах до н. э. и подвергнувшиеся изгнанию и конфискации имущества[14].

Примечания Править

  1. Синезий. De regno. 20
  2. 2,0 2,1 2,2 Горончаровский, 2011, с. 46
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Плутарх. Красс. 8
  4. 4,0 4,1 Тит Ливий. Периоха к кн. 95
  5. Шаблон:Книга
  6. 6,0 6,1 Горончаровский, 2011, с. 47
  7. Шаблон:Книга
  8. 8,0 8,1 Горончаровский, 2011, с. 48
  9. Аппиан. Гражданские войны. I. 116
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Плутарх. Красс. 9
  11. Аппиан. Гражданские войны. 1. 116
  12. Флор. III. 20. 4
  13. 13,0 13,1 Горончаровский, 2011, с. 68
  14. Горончаровский, 2011, с. 69

Литература Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики