ФЭНДОМ

Третья Македонская война
300px
План битвы при Пидне на французском языке
Дата 22 июня 168 до н. э.
Место Пидна
Итог Победа Рима
Противники
Македония Римская республика
Командующие
Персей Македонский Луций Эмилий Павел Македонский
Силы сторон
40000+ 26000
Военные потери
20000 убитыми, 11000 раненых 1000+ убитых
Шаблон:Конфликт

Битва при Пидне — сражение Третьей Македонской войны. Битва стала решающим сражением, которое привело к полному подчинению Македонии Риму. Точная дата определена благодаря лунному затмению, произошедшему накануне.

Военная компания Править

Третья Македонская война началась в 171 году до н.э. В тот год римские войска удачно начали военные действия, так как Персей Македонский не успел собрать все свои войска. Но к концу года ситуация изменилась, и ему удалось отбить важный для македонян религиозный город - Дион.

В следующем году командующим римскими войсками стал опытный солдат и консул Луций Эмилий Павел Македонский. Для того, чтобы Персей сошёл со своих позиций, он отправил маленький отряд (8200 пехотинцев и 120 кавалеристов) под командованием Публия Корнелия Сципиона Назика Коркула к побережью. Этим он хотел убедить македонян, что римляне попытаются перейти реку.Сам Сципион ночью отвёл свои войска на юг и по горам отвёл их к Питиуму, чтобы напасть на македонцев с тыла.

Но римский дезертир попал в македонский лагерь, и Персей послал Милона с 12 000 солдат для блокирования подъездного пути. Но столкновение с римлянами отбросило македонцев, и они вернулись к своему лагерю. После этого царь переместил свою армию на север, заняв позиции около Катерини, деревни к югу от Пидны. На этой равнинной местности македонская фаланга ходилась в наилучших условиях для сражения.

Римские войска объединились, а в это время Персей развернул свои силы для отражения атаки Сципиона с юга. Но римляне находились на западе, и во время своего продвижения они нашли готовые к обороне македонские войска. Решив не начинать битвы с уставшими бойцами, римляне расположились на западе от македонцев - в предгорьях горы Олокрус. Накануне произошло лунное затмение, которое македоняне посчитали плохим предзнаменованием, считая, что оно предвещает гибель царя. [1]

Сражение началось днём следующего дня - 22 июня.

Битва Править

Войско римлян состояло из 29 000 солдат, из них 24 500 была пехотой, включая два легиона. У македонцев было 44 000 солдат, из которых 21 000 были фалангистами. Количество кавалерии у противников было равным, около 4 000 у каждой стороны.

Римляне разместили два легиона в центре, а союзную латинскую, итальянскую и греческую пехоту расположили на флангах. Римский легион (примерно 4—4,5 тысячи человек) делился на 30 более мелких отрядов — манипул. На поле боя легион выстраивался в три линии, по десять манипулов в каждой, в шахматном порядке. Конница была помещена на крыльях построения, а на правом фланге находились 22 боевых слона.

Фаланга занимала центр македонской армии вместе с элитной 3 000 охраной, находившейся слева от неё. Лёгкие пельтасты, наёмники и фракийская пехота охраняли два фланга фаланги, в то время как македонская конница выстраивалась на флангах. Более сильный воинский контингент был на правом македонском фланге, где Персей командовал тяжелой конницей.

Diorama Pydna

Римляне атакуют с фланга македонскую фалангу

В 15:00 началось сближение армий. Вид противника встревожил и испугал римлян, фаланга смела передовые части римлян, и они начали запланированное отступление к горе Олкор.

В это время консул заметил, что македонская фаланга продвигалась вперед неравномерно, с разрывами. Он приказал частям легионов, против которых появились разрывы фаланги, действовать независимо друг от друга и малыми частями вклиниваться в разрывы и атаковать с флангов.

Легионеры первых двух линий, вооруженные щитами и короткими мечами, проскальзывали мимо македонских пик и вступали в рукопашную схватку, в которой преимущество в вооружении было на их стороне.

Видя изменение хода сражения, Персей вместе с конницей покинул поле битвы. Македонская армия была разбита, потеряв 20 тысяч человек убитыми и 11 тысяч ранеными (из 40 000). Сражение длилось около часа, но преследование продлилось до сумерек.

Персей бежал, но был настигнут и захвачен римлянами, которые сохранили ему жизнь, чтобы он украсил триумфальный въезд в Рим консула Эмилия Павла.

Сражение показало преимущество римского легиона перед фалангой в манёвренности. Однако, некоторые историки утверждают, что сражение было проиграно из-за неучастия в нём Персея и выжидательной позиции гетайров, которые не атаковали противника.

Итоги Править

Разбив македонян при Пидне, консул Эмилий Павел двинулся с армией против бывших сторонников Персея — Иллирии и Эпира. Он совершенно опустошил эти страны, разорил 70 эпирских городов 150 тысяч эпиротов были проданы в рабство.

Македония была разделена на четыре округа (союза городов), каждый из которых был совершенно самостоятельным — чеканил свои монеты и не имел права поддерживать между собой экономические и политические связи. Все царские чиновники были выселены в Италию и за попытку вернуться наказывались смертью. Жители округов должны были доставлять в Рим ежегодную дань в размере половины того, что они платили своему прежнему царю.

Иллирия также была разделена на три округа и устроена по примеру Македонии. В Греции римляне подвергли наказаниям всех кто выступил на стороне Персея. Так более тысячи ахейцев были отправлены в Рим в качестве заложников, в том числе и знаменитый впоследствии историк Полибий.

В 148 году до н. э., после подавления антиримского восстания Македония вместе с Иллирией и Эпиром была превращена в римскую провинцию.

Примечания Править

  1. Полибий. Всеобщая история. Т.З. СПб., 1995. С. 45.

Литература Править