ФЭНДОМ

Битва при Таге
Карфагенское завоевание Испании
Дата 220 до н. э.
Место около реки Таг, Испания
Итог Победа карфагенян
Противники
Карфаген Карпетаны,
ваккеи,
олькады
Командующие
Ганнибал

Битва при Таге — сражение между карфагенянами и иберами в 220 году до н. э.

В течение двух лет (221220 гг. до н. э.) Ганнибал расширял карфагенские владения на северо-западе Пиренейского полуострова[1]. В 221 году до н. э. он провёл кампанию против племени олькадов и взял штурмом их столицу — Альталию у Полибия, Карталу у Тита Ливия. Успех карфагенян заставил и другие города олькадов признать власть Карфагена[2]. После зимовки в Новом Карфагене Ганнибал продвинулся ещё дальше, покорил ваккеев и захватил важнейшие их города — Саламантику и Арбокалу. На обратном пути через южную Гвадарраму на него напали карпетаны, которых побудили выступить беженцы из числа ваккеев и олькадов[3][4][5]. Ганнибал сумел уйти от них, а затем нанёс им поражение, когда карпетаны переправлялись через реку Таг. Затем были подчинены и карпетаны. Все территории к югу от Ибера теперь были под карфагенским владычеством[6][7].

Тит Ливий так описывал битву:

Меж­ду тем спас­ши­е­ся бег­с­т­вом жите­ли Гер­ман­ди­ки, соеди­нив­шись с изгнан­ни­ка­ми из оль­ка­дов, поко­рен­но­го преды­ду­щим летом пле­ме­ни, побу­ди­ли к вос­станию кар­пе­та­нов, и когда Ган­ни­бал воз­вра­щал­ся из стра­ны вак­це­ев, то они напа­ли на него неда­ле­ко от реки Тага и при­ве­ли в заме­ша­тель­с­т­во его вой­ско, отяг­чен­ное добы­чей. Но Ган­ни­бал укло­нил­ся от боя, раз­бив­ши лагерь на самом бере­гу; когда же нас­ту­пи­ла ночь и на сто­ян­ке вра­га водво­ри­лась тиши­на, он пере­пра­вил­ся через реку вброд и вновь укре­пил­ся — таким обра­зом, чтобы вра­ги, в свою оче­редь, сво­бод­но мог­ли прой­ти на левый берег: Ган­ни­бал решил напасть на них во вре­мя пере­пра­вы. Всад­ни­кам сво­им он при­ка­зал, лишь толь­ко они зави­дят пол­чи­ща непри­я­те­лей в воде, бро­сить­ся на них, поль­зу­ясь их затруд­ни­тель­ным поло­же­ни­ем; на бере­гу он рас­по­ло­жил сво­их сло­нов, чис­лом сорок. Кар­пе­та­нов со вспо­мо­га­тель­ны­ми отря­да­ми оль­ка­дов и вак­це­ев было сто тысяч — сила непо­бе­ди­мая, если сра­зить­ся с ней в откры­том поле. Они были по при­ро­де сме­лы, а созна­ние чис­лен­но­го пре­вос­хо­д­с­т­ва еще уве­ли­чи­ва­ло их само­уве­рен­ность; пола­гая поэто­му, что враг отс­ту­пил пред ними из стра­ха и что с.9 толь­ко река, раз­де­ля­ю­щая про­тив­ни­ков, замед­ля­ет побе­ду, они под­ня­ли крик и враз­брод, где кому было бли­же, кину­лись в быс­т­ри­ну, не слу­ша­ясь ничьих при­ка­за­ний. Вдруг с про­тив­но­го бере­га устре­ми­лась в реку несмет­ная кон­ная рать, и на самой сере­дине рус­ла про­изо­шла стыч­ка при дале­ко не рав­ных усло­ви­ях: пехо­ти­нец и без того едва мог сто­ять и даже на мел­ком месте наси­лу пере­би­рал нога­ми, так что и без­оруж­ный всад­ник неча­ян­ным толч­ком лоша­ди мог сбить его с ног; всад­ник, напро­тив, сво­бод­но рас­по­ла­гал и ору­жи­ем, и соб­с­т­вен­ным телом, сидя на коне, уве­рен­но дви­гав­шем­ся даже сре­ди пучи­ны, и мог поэто­му пора­жать и дале­ких, и близ­ких. Мно­гих погло­ти­ла река; дру­гих тече­ние занес­ло к непри­я­те­лю, где их раз­да­ви­ли сло­ны. Тем, кото­рые вошли в воду послед­ни­ми, лег­че было вер­нуть­ся к сво­е­му бере­гу; по, пока они из раз­ных мест, куда занес их страх, соби­ра­лись в одну кучу, Ган­ни­бал, не дав им опом­нить­ся, выс­тро­ил свою пехо­ту, повел ее через реку и про­гнал их с бере­га. Затем он пошел опу­с­то­шать их поля и в тече­ние немно­гих дней зас­та­вил и кар­пе­та­нов под­чи­нить­ся. И вот уже вся зем­ля по ту сто­ро­ну Ибе­ра была во вла­с­ти кар­фа­ге­нян за исклю­че­ни­ем одно­го толь­ко Сагун­та.[8]

Примечания Править

  1. Лансель, 2002, с. 90
  2. Тит Ливий, XXI, 5, 4
  3. Полибий, III, 14, 3
  4. Тит Ливий, XXI, 5, 6
  5. Кораблев, 1976, с. 62
  6. Полибий, III, 14, 9
  7. Тит Ливий, XXI, 5, 17
  8. Тит Ливий, XXI, 5

Литература Править

  • Тит Ливий. История от основания города
  • Полибий. Всеобщая история

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики