ФЭНДОМ

Битва при Тегирах
Беотийская война
Дата 375 до н. э.
Место Тегира
Итог Победа фиванцев
Противники
Фивы Спарта
Командующие
Пелопид Феопомп
Горголеон
Силы сторон
около 300 1-1,8 тыс.
Шаблон:Конфликт

Битва при Тегирах (При Тегире) (375 г. дон. э.) — военное столкновение между фиванскими и спартанскими войсками во время Беотийской войны.

События, предшествовавшие битве Править

В 375 г. дон. э. фиванские войска развернули боевые действия против беотийских городов, находившихся под властью Спарты, с целью изгнать спартанцев из Беотии и возродить Беотийский союз. Фиванский военачальник Пелопид, узнав, что спартанский гарнизон беотийского Орхомена выступил в поход на Локриду, вместе со Священным отрядом и небольшим отрядом конницы поспешил к Орхомену, надеясь захватить его. Приблизившись к Орхомену, фиванцы обнаружили, что к городу для усиления гарнизона подходит новое значительное спартанское войско. Вынужденный отступить под защиту Тегир, Пелопид в ущелье столкнулся с первым спартанским отрядом, возвращающимся из Локриды.

Ход битвы Править

Фиванские силы (300 пехотинцев плюс конница) значительно уступали спартанским, составлявшим 2 моры (по разным оценкам от 1 до 1,8 тыс. человек). Когда дозорные обнаружили спартанское войско впереди, кто-то подбежал к Пелопиду и крикнул: «Мы наткнулись на противника!». Пелопид ответил «Что ты, скорее противник— на нас!», приказал коннице выдвинуться вперёд и атаковать противника, а пехоте— плотнее сомкнуть ряды и ударить следом.

Первый удар более плотного и компактного строя фиванцев был нацелен на спартанских военачальников, и когда в бою пали оба полемарха Феопомп и Горголеон, спартанцы в замешательстве расступились перед фиванцами, пропуская их. Однако фиванцы продолжали теснить и истреблять врага.

Далеко преследовать врага Пелопид не стал, опасаясь как проспартански настроенных жителей Орхомена, так и свежего спартанского отряда. Воздвигнув трофеон и сняв доспехи с павших врагов, фиванцы вернулись домой.

Последствия битвы Править

Сражение при Тегире было небольшим эпизодом Беотийской войны, однако оно имело важные последствия. Никогда ранее спартанцы в войнах с греками или варварами, не терпели поражения от уступающего в численности противника. Эта битва была как бы прелюдией к битве при Левктрах.

Источники Править