ФЭНДОМ

Морская битва при Эхинадских островах
Ламийская война
Дата весна или лето 322 до н. э.
Место Эхинадские острова или Малийский залив
Итог победа македонян
Противники
Афины Македония
Командующие
Эветион Клит

Шаблон:Конфликт

Битва при Эхинадских островах — одно из морских сражений Ламийской войны (323-322 до н. э.) между македонским флотом под командованием Клита Белого и афинским флотом.

Предыстория Править

Ламийская война (или Эллинская) была широкомасштабным восстанием греческих городов-государств, входивших в Коринфский союз, против македонской власти, начавшимся после смерти Александра Македонского в 323 году н. э.[1]. Греческие города-государства никогда не соглашались полностью с македонской гегемонией, навязанной силой оружия, и один из последних указов Александра, указ об изгнанниках от 324 года до н. э., вызвал открытое недовольство, особенно в Афинах, где подготовка к войне началась ещё до смерти Александра[2]. Указ об изгнанниках, который предусматривал возвращение всех изгнанников и восстановление их гражданства и возвращение им их собственности, был воспринят как прямое нарушение автономии греческих городов-государств Александром. Афиняне, в частности, проигнорировали указ, так как это означало, что на острове Самос, который был афинским владением с 366 г. до н. э. и населённым в том числе афинскими клерухами, афиняне должны были вернуть ссыльных самосцев. Вместо этого они арестовали прибывших самосских олигархов и отправили их в тюрьму в Афины[3][4].

Хотя Афины уже не были так могущественны, как в Золотой век Перикла в V веке до н. э., Афины всё-таки имели большие финансовые ресурсы в своём распоряжении и флот численностью 240 или даже 400 военных кораблей[5]. После получения известия о смерти Александра, афиняне сыграли ведущую роль в организации союза греков, борющихся за восстановление независимости полисов. Греческие союзники сначала победили про-македонских беотийцев, а затем — в результате предательства Фессалийская конницы — и македонского наместника Греции, Антипатра, заставив его отступить в укреплённый город Ламия, где союзники осадили его[6]. Антипатр попросил о военной и морской поддержке от других частей Македонской империи. В результате, в то время как Антипатр оставался осаждённым в Ламии, морская кампания велась в Эгейском море между македонянами под командованием Клита Белого и афинянами под командованием Эветиона, который поначалу пытался воспрепятствовать шедшему на помощь македонянам подкреплению перейти из Малой Азии в Европу через Геллеспонт[7][8].

Исторические источники и место битвы Править

Двумя основными источниками по морским сражениям времен Ламийской войны являются Диодор Сицилийский, и, в меньшей степени, Плутарх[9]. Несмотря на важную роль морских сражений в войне, источники описывают их кратко и отрывочно, и неизвестно точное количество и место морских сражений[10][11]. Диодор Сицилийский (18.15.8-9) кратко рассказывает о морской кампании Клита, командовавшего македонским флотом, который насчитывал двести сорок кораблей. Он одержал победу над афинским флотоводцем Эветионом в двух морских сражениях и уничтожил большое количество кораблей противника близ Эхинадских островов[12]. Кроме того, Паросская хроника, начертанная на мраморе в Парос, сообщает о битве у острова Аморгос, в которой победу одержали македоняне, а другие надписи, датирующиеся ок. 320 до н. э., относятся к битве при Абидосе на Геллеспонте[12].

Не ясно из труда Диодора, было два или три сражения, что привело к нескольким интерпретациям современными исследователями. В традиционной реконструкции событий утверждается, что первой была битва при Геллеспонте, согласно надписи, выигранная македонянами, что позволило их армии перебраться в Европу. За этим последовала битва при Аморгосе, и третья битва при Эхинадских островах, относительно места которой которой есть разные мнения[12][13].

Последствия Править

Примечания Править

  1. Anson, 2014, p. 23
  2. Anson, 2014, pp. 23, 31
  3. Anson, 2014, pp. 30, 32–33
  4. Hale, 2014, pp. 311–312
  5. Anson, 2014, pp. 29–30
  6. Anson, 2014, pp. 33–34
  7. Anson, 2014, pp. 34–35
  8. Hale, 2014, p. 313
  9. Hale, 2014, p. 363
  10. Anson, 2014, p. 34
  11. Hackel, 1992, p. 373
  12. 12,0 12,1 12,2 Anson, 2014, p. 35
  13. Hackel, 1992, pp. 186, 373

Литература Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики