ФЭНДОМ

Битва у горы Гарган
Восстание Спартака
300px
Вид с Гарганских высот
Дата 72 год до н. э.
Место Монте-Гаргано, Италия
Итог победа римлян
Противники
Римская республика Восставшие гладиаторы и рабы
Командующие
Луций Геллий Публикола,
Квинт Аррий
Крикс
Силы сторон
два легиона 30 тысяч человек
Военные потери
неизвестно 20 тысяч человек (Тит Ливий)
Шаблон:Конфликт

Битва у горы Гарган — сражение 72 года до н. э. между римскими и повстанческими войсками в ходе восстания Спартака, закончившееся поражением повстанцев и гибелью их предводителя Крикса.

Предыстория Править

Весной 72 года до н. э. восставшие покинули свой зимний лагерь близ Метапонта и начали двигаться на север, в сторону Цизальпийской Галлии.

Сенат, озабоченный масштабом восстания и поражения преторской армии Глабра и Вариния, отправил для усмирения рабов две консульских армии под командованием Луция Геллия Публикола и Гнея Корнелия Лентула. Каждый из консулов вёл за собой два легиона[1]. Минимальная численность римской армии с учётом вспомогательных войск, таким образом, составляла 30 тысяч человек[1]. План консулов, очевидно, заключался в согласовании действий против Спартака с целью окружить его в районе Гарганского полуострова[1].

Файл:3rd servile 72 plutarch ru.svg

Лентул двинулся по Тибуртинской дороге на побережье Адриатики, а Геллий — по Аппиевой дороге в Апулию[2]. Основные силы под командованием Спартака, чтобы избежать разгрома, двинулись ускоренным маршем на северо-запад[3]. При этом от них отделился отряд Крикса[4], который занял позиции на склонах горы Гарган. Они находились к востоку от дороги, где должно было пройти войско Геллия, и создавали угрозу для правого фланга или тыла римлян[3]. Скорее всего, действия Крикса были спланированы заранее для достижения тактического преимущества[3]. В случае победы над Лентулом армия Геллия могла быть окружена армиями Спартака и Крикса[3].

Спартак неожиданно для римлян подошёл к Атерну и напал на два легиона Лентула, которые ещё не завершили свой поход через Апеннины. Затем Спартак укрепился в лагере, а легаты Лентула попытались окружить лагерь восставших, но были разгромлены и потеряли обоз.

Ход битвы Править

Армии Геллия и Крикса встретились у горы Гарган[5]. Согласно Аппиану, у Крикса было 30 тысяч воинов[6], согласно Ливию — 20 тысяч[4].

Восставшие сошлись с римлянами.По приказу Геллия центр римских войск немного отступил.Затем повстанци начали его теснить,но фланги римлян растянули свой фронт,не прирывая соединения с центром.Это позволило окружить мятежников и уничтожить их армию.Сам Крикс, согласно Ливию, был убит претором Квинтом Аррием[4]. В этой битве было уничтожено две трети повстанцев[7].

Итоги Править

Шаблон:Заготовка раздела

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 Горончаровский, 2011, с. 88
  2. Горончаровский, 2011, с. 90
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Горончаровский, 2011, с. 91
  4. 4,0 4,1 4,2 Тит Ливий. Периоха к кн. 96
  5. Горончаровский, 2011, с. 92
  6. Аппиан. Гражданские войны. I. 117
  7. Горончаровский, 2011, с. 95

Литература Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики