Фэндом

Вади́м Хра́брый — по преданию, предводитель новгородцев, восставших против князя Рюрика.

Некоторые поздние летописные сборники сохранили предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре по призвании князей. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей или единоземцев. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами.

В Никоновой летописи (I, 16) так рассказывается об этом событии: «Того же лета (864) оскорбишася Новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от раба его. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби Новгородцев советников его». В примечании на Иоакимовскую летопись Татищев высказывает догадку, что этот Вадим, как и Рюрик, был внуком Гостомысла, но, происходя от старшей из дочерей последнего, имел более прав на власть.

Русские историки, приводя сказание о Вадиме, считают его вымыслом. По мнению Сергея Соловьёва, лучше всего оно объясняется рассказом летописи о неудовольствии новгородцев на варягов, нанятых Ярославом, об убийстве последних и о мести княжеской убийцам. Тот же учёный, по-видимому, склонён объяснить Вадима словом «водим», что в областных наречиях означает коновода, передового, проводника. Можно думать, что в предании сохранилось указание на существование какого-либо недовольства Рюриком среди свободолюбивых новгородцев. Составители сказаний могли воспользоваться этой легендой и представить её в более конкретной форме, выдумав имена действующих лиц и т. п.

Предание о Вадиме привлекало внимание многих русских писателей. Екатерина II выводит Вадима в своём драматическом произведении: «Историческое представление из жизни Рюрика». Яков Княжнин написал трагедию «Вадим», которую решено было, по приговору Сената, сжечь публично «за дерзкие против самодержавной власти выражения» (приказ, впрочем, не был приведён в исполнение). Александр Пушкин, ещё будучи юношей, дважды принимался за обработку того же сюжета. Михаила Лермонтова также одно время интересовала личность и печальная судьба новгородского героя.

Литература Править

  • Никонова летопись. Т.I. С.16 (в ПСРЛ. Т.IX).
  • Летопись Львова. Т.I.
  • Степенная книга. Т.I. С.79.
  • Татищев. Т.I.
  • Карамзин. История государства Российского. Изд. Эйнерлинга. Т.I. С.69.
  • Соловьёв С. М. Кн.I.

Шаблон:MetaPicstub

Также на Фэндоме

Случайная вики