Фэндом

История Вики

Воссоединение Крыма с Россией

1621статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение2 Поделиться
Putin with Vladimir Konstantinov, Sergey Aksyonov and Alexey Chaly 4.jpeg

Подписание договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав России

Воссоединение Крыма с Россией — вхождение в состав Российской Федерации территории полуострова Крым с расположенными на ней Автономной Республикой Крым (Республикой Крым) и городом Севастополем. Выход Крыма из состава Украины и последующее воссоединение с Россией можно рассматривать как одно из последствий политического кризиса на Украине конца 2013 — начала 2014 годов.

Предыстория

18 октября 1921 года в составе РСФСР была образована многонациональная Крымская АССР. В 1939 году население Крымской АССР составляло 1 млн. 126 тыс. человек (49,6 % русских, 19,4 % крымских татар, 13,7 % украинцев, 5,8 % евреев, 4,5 % немцев[1]).

После депортации в 1944—1946 гг. крымских татар 25 июня 1946 года Крымская АССР была упразднена и преобразована в Крымскую область[2].

В апреле 1954 года Крымская область была передана в состав Украинской ССР[3] со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР»[4].

А в 1954 году последовало решение о передаче в её состав и Крымской области, заодно передали и Севастополь, хотя он был тогда союзного подчинения. Инициатором был лично глава Коммунистической партии Советского Союза Хрущёв. Что им двигало – стремление заручиться поддержкой украинской номенклатуры или загладить свою вину за организацию массовых репрессий на Украине в 30-е годы – пусть с этим разбираются историки.
Для нас важно другое: это решение было принято с очевидными нарушениями действовавших даже тогда конституционных норм. Вопрос решили кулуарно, междусобойчиком. Естественно, что в условиях тоталитарного государства у жителей Крыма и Севастополя ни о чём не спрашивали. Просто поставили перед фактом. У людей, конечно же, и тогда возникали вопросы, с чего это вдруг Крым оказался в составе Украины. Но по большому счёту – нужно прямо об этом сказать, мы все это понимаем, – по большому счёту это решение воспринималось как некая формальность, ведь территории передавались в рамках одной большой страны. Тогда просто невозможно было представить, что Украина и Россия могут быть не вместе, могут быть разными государствами. Но это произошло.[5]
По мнению некоторых российских исследователей и политиков, Севастополь в 1954 году формально не передавался Украинской ССР в составе Крымской области, поскольку с 1948 года являлся городом республиканского подчинения РСФСР. Данной позиции придерживался и Верховный Совет Российской Федерации, когда 9 июля 1993 года принимал постановление № 5359-1 «О статусе города Севастополя» (см. Правовой статус Севастополя).

В 1989 году депортация крымских татар была признана Верховным Советом СССР незаконной и преступной[6]. Крымским татарам было разрешено селиться в Крыму. Началось массовое возвращение крымскотатарского народа на историческую родину.

В ноябре 1990 года был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР[7]. 20 января 1991 года в Крымской области был проведен референдум по воссозданию Крымской автономии. В референдуме приняло 81,37 % крымчан, внесённых в списки для голосования. За воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в референдуме[8].

12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики»[9]. В статье 1 было сказано:

«Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР».

19 июня того же года упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года[10].

1 декабря 1991 года на всеукраинском референдуме 54 % жителей Крыма поддержали независимость Украины. Однако при этом была нарушена статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которой в Крымской АССР должны были провести отдельный референдум по вопросу её пребывания в составе СССР или в выходящей союзной республике — Украинской ССР[11].

26 февраля 1992 года по решению Верховного Совета автономии Крымская АССР была переименована в Республику Крым[12], а 6 мая того же года была принята крымская конституция, которая подтвердила данное наименование, а также установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях[13], однако Верховный Совет Украины не утвердил наименование «Республика Крым».

21 мая 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление № 2809-1, которое признавало Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» «не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что оно было принято «с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры»[14]. Однако российский парламент уточнил, что из-за конституирования последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ считает необходимым урегулирование вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения[14].

В 1992—1994 годах пророссийскими политическими силами предпринимались попытки отделения Крыма от Украины. Эти действия были жёстко пресечены Киевом, однако автономия Крыма была сохранена. В сентябре 1994 года Верховный Совет Украины переименовал Крымскую АССР (Республику Крым) в Автономную Республику Крым[15], а в марте 1995 года в одностороннем порядке отменил конституцию Республики Крым 1992 года[16].

К 1994 году был достигнут наивысший до 2014 года успех крымского пророссийского движения. По сути, «посредством выборов в начале 1990-х… был реализован лозунг о возврате Крыма в Россию»[17]. Однако после триумфальной победы на выборах пророссийское руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для реальной автономии, а также с крайне негативной позицией России, руководство которой пыталось в то время сблизиться с Западом и потому рассматривало поддержку России избирателями за рубежом как неприятную помеху[17]. В результате уже в 1995 году украинские власти добились изменения конституции Крыма и упразднения поста президента республики, официальная реакция России на эти события отсутствовала.

Возможность возникновения нового конфликта в Крыму в связи с новым переделом мира считалась высокой уже в начале 2000-х годов[18]. Русскоязычное большинство населения и политика украинских элит позволили исследователям уже в 2010 году предположить, что политический раскол на Украине может привести к крымскому референдуму о присоединении к России[19].

Обострение политической ситуации в конце 2013 — начале 2014 годов

Основная статья: Крымский кризис

С началом и разрастанием с ноября 2013 года политического кризиса на Украине руководство АР Крым твёрдо придерживалось линии на поддержку политических решений президента Януковича и правительства Азарова, неоднократно высказывало свою озабоченность действиями оппозиции, угрожающими политической и экономической стабильности страны. Верховный Совет Автономной Республики Крым поддержал решение премьер-министра приостановить процесс евроинтеграции[20][21] и призывал крымчан «укреплять дружеские связи с регионами Российской Федерации»[22][21].

4 февраля 2014 года Президиум Верховного Совета Крыма постановил «в условиях рвения к власти групп национал-фашистского толка» инициировать проведение общекрымского опроса о статусе полуострова. Депутаты также обсуждали возможность обращения к президенту и Госдуме Российской Федерации с призывом выступить гарантом незыблемости статуса автономии Крыма. Служба безопасности Украины в связи с этим открыла уголовное производство по факту подготовки к посягательству на территориальную целостность Украины[23].

22 февраля 2014 года Верховная Рада Украины объявила о самоустранении от власти президента Виктора Януковича (сам Янукович определил действия Верховной Рады как государственный переворот), исходя из того, что президент, по мнению Верховной Рады, неконституционным способом отказался от осуществления своих полномочий.

Устранение президента Украины и другие действия политических сил, пришедших к власти в Киеве, вызвало резкий всплеск активности политических сил в Крыму. В отличие от 1992—1994 годов, эти выступления были активно поддержаны Российской Федерацией.

В ночь с 26 на 27 февраля группой неизвестных лиц было захвачено здание Верховного Совета и совета министров АР Крым в Симферополе[24]. Над зданиями были подняты российские флаги, перед зданиями были сооружены баррикады. Также ранним утром 27 февраля были заняты блокпосты на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове, через которые осуществляется сухопутное сообщение между Крымом и материковой Украиной. С этого момента территория Крыма фактически не контролировалась украинскими властями.

27 февраля лидер партии «Русское единство» Сергей Аксёнов решением Верховного Совета Автономной Республики Крым был назначен на пост председателя правительства автономии, при этом он заявил, что признаёт действующим президентом Украины Виктора Януковича[25]. В дальнейшем он заявил о создании вооружённых сил Автономной Республики Крым, провозгласив себя их главнокомандующим[26], а также о том, «что Крым должен войти как субъект Российской Федерации в состав России»[27].

Действия Минобороны РФ в Крыму в ходе крымского кризиса, по разъяснению министра обороны РФ Сергея Шойгу, осуществлялись силами 25-тысячного контингента Черноморского флота ВМФ России. Эти действия были вызваны угрозой жизни мирного населения полуострова и опасностью захвата экстремистами российской военной инфраструктуры. При этом, пояснил Шойгу, не было нарушено ни одного двустороннего договора Российской Федерации и Украины, а также соблюдены международные обязательства России, касающиеся предельно допустимой численности контингента Черноморского флота по личному составу и боевой технике[28].

Принятие Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя

11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. В соответствии с декларацией, в случае решения народов Крыма в результате референдума войти в состав Российской Федерации, Крым будет объявлен суверенной республикой и именно в таком статусе обратится к Российской Федерации с предложением о принятии на основе соответствующего межгосударственного договора в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации[29][30][31].

Референдум о статусе Крыма

Файл:Address by President of the Russian Federation (before Accession of Crimea to Russia).webm

27 февраля 2014 года Верховный совет Автономной Республики Крым объявил о проведении всекрымского референдума о статусе автономии и расширении её полномочий. С соответствующим обращением к гражданам Крыма выступил президиум Верховного совета[32]. Согласно принятому крымским парламентом постановлению, на референдум предполагалось вынести вопрос: «Автономная республика Крым обладает государственной самостоятельностью и входит в состав Украины на основе договоров и соглашений (да или нет)». Голосование было запланировано на 25 мая 2014 года[33]. В газете Верховного совета АРК «Крымские известия» от 28 февраля были даны разъяснения в отношении вопроса, выносимого на местный референдум. Пояснялось, что в вопросе, предложенном для референдума, нет положений о независимости АРК, выходе АРК из состава Украины, вхождении АРК в состав другого государства. «Вопрос, вынесенный на референдум, не содержит положений о нарушении территориальной целостности Украины. Целью референдума является усовершенствование статуса АРК, чтобы права автономии были гарантированы при любых изменениях центральной власти или Конституции Украины. Все предпринятые шаги направлены на то, чтобы с автономией считались, разговаривали и согласовывали решения центральных органов власти». С опубликованием документа постановление крымского парламента о проведении референдума 25 мая вступило в силу[34].

1 марта 2014 года власти Крыма перенесли дату референдума и назначили новую дату голосования — 30 марта 2014 года[34]. По словам Сергея Аксёнова, решение было вызвано тем, что «конфликт вышел за пределы разумного»[35].

4 марта Владимир Путин заявил, что Россия не рассматривает вариант присоединения Крыма к России[36], «только сами граждане в условиях свободы волеизъявления в условиях безопасности могут и должны определять свое будущее». В начале марта, как признал Путин 10 апреля, в Крыму для выяснения настроений людей были проведены тайные социологические опросы, в ходе которых было выяснено, что подавляющее большинство жителей выступают за присоединение к России. После получения результатов тайных опросов Путиным были приняты окончательные решения о присоединении Крыма[37].

6 марта 2014 года власти Автономной Республики Крым[38] и Севастополя[39] объявили об изменении формулировки вопроса референдума и переносе самого голосования на 16 марта 2014 года. На референдум вынесены два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?»[38] Ответ на первый вопрос означает согласие с присоединением Крыма Российской Федерацией; ответ на второй — согласие на возврат к конституции Крыма 1992 года. Возможности ответить «нет» на оба вопроса не предусмотрено[40]. Вопрос, получивший большинство голосов, считается выражающим прямое волеизъявление населения Крыма[38].

14 марта 2014 года Конституционный суд Украины принял решение, что референдум является неконституционным[41][42]. В тот же день, 14 марта, постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым и городского совета Севастополя о проведении общекрымского референдума, с точки зрения правительства Яценюка[43], утратили силу.

Референдум был проведён в назначенный день, несмотря на противодействие властей Украины[уточнить]. По официально опубликованным данным, на территории АР Крым 96,77 %[44] проголосовавших выбрало первый пункт бюллетеня — «За воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации», в Севастополе — 95,6 %[45]. 17 марта результаты референдума были утверждены Верховным Советом Автономной Республики Крым и Городским советом Севастополя.

Республика Крым

17 марта 2014 года, опираясь на результаты референдума, Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь имеет особый статус[46].

Республика Крым в лице своего высшего органа власти — Государственного Совета Республики Крым[47] — обратилась к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики[48]. Парламент Крыма в ускоренном порядке подготовил проект межгосударственного договора о вступлении Республики Крым в состав Российской Федерации[49].

В тот же день, учитывая волеизъявление народов Крыма, президент Путин подписал указ о признании в качестве суверенного и независимого государства Республики Крым[50].

Процесс воссоединения

Crystal Clear action info.png
В Викитеке есть тексты по теме
ФКЗ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ

Встречается также вариант {{{тип}}} ({{{формы}}}).

Файл:Federal Law On Ratifying the Agreement between the Russian Federation and the Republic of Crimea on Admitting to the Russian Federation.pdf
Файл:Federal Constitutional Law On Admitting to the Russian Federation the Republic of Crimea.pdf

Принятие в состав Российской Федерации иностранного государства или его части регулируется Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», принятым в 2001 году. По закону, инициатива должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ.

18 марта 2014 года Президент РФ начал процедуру принятия и в соответствии со статьей 6 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» уведомил Правительство, Госдуму и Совет Федерации о предложениях Госсовета Крыма и Заксобрания Севастополя о принятии в Российскую Федерацию и образовании новых субъектов[51]. Затем Владимир Путин одобрил проект договора о принятии Крыма с состав Российской Федерации[52]. В Георгиевском зале Кремля в присутствии руководителей Крыма и Севастополя Путин выступил с обращением к Федеральному Собранию РФ[53].

18 марта был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России[54], в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта, но временно применялся с даты подписания[55][56].

18 марта в Конституционный Суд РФ поступил запрос Президента РФ о проверке соответствия Конституции РФ подписанного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Запрос был принят к рассмотрению без проведения публичных слушаний[57].

19 марта Конституционный Суд Российской Федерации признал соответствующим Конституции РФ договор о присоединении Крыма[58].

19 марта президент Путин внёс на ратификацию в Госдуму Договор о вступлении Крыма в состав РФ и поправку в Конституцию о создании новых субъектов Федерации[59].

20 марта Госдума РФ ратифицировала договор о принятии Крыма и Севастополя в состав РФ[60].

21 марта Совет Федерации ратифицировал договор о вступлении Крыма в состав России[61]. Президент России Владимир Путин подписал законы о присоединении Крыма и Севастополя к России. Договор вступил в силу[62].

21 марта был образован Крымский федеральный округ (КФО)[63]. Полномочным представителем президента Российской Федерации в Крыму был назначен Олег Белавенцев[64].

2 апреля 2014 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, согласно которому Крым включен в состав Южного военного округа[65].

11 апреля 2014 года Республика Крым и город федерального значения Севастополь включены в перечень субъектов РФ в Конституции России[66][67][68].

Переходный период

Согласно ст.6 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, до 1 января 2015 года на территории Крыма «действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.»[55]

Примечания

  1. Численность и этнический состав населения Крыма
  2. Закон РСФСР от 25 июня 1946 г. Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область
  3. О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР
  4. Наука права. Электронная библиотека
  5. Крымская речь В. В. Путина
  6. Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»
  7. ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ И ПРАВОВОМ СТАТУСЕ КРЫМА
  8. Первый советский плебисцит — всекрымский референдум 1991 года. Справка | РИА Новости
  9. ЗАКОН О восстановлении Крымской АССР
  10. Про внесення змін і доповнень до Конституції від 19.06.1991 № 1213а-XII
  11. Итоги независимости Украины в крымском контексте
  12. О Республике Крым как официальном названии демократического государства Крым
  13. Конституция Республики Крым от 06.05.1992 № 76/а-1
  14. 14,0 14,1 Постановление ВС России «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году»
  15. Про внесення змін і доповнень до Конституції (Основного… | від 21.09.1994 № 171/94-ВР
  16. Силовой акт оккупационого режима: Об отмене Конституции Республики Крым
  17. 17,0 17,1 Полунов, Александр Юрьевич. Общественные организации русского Крыма: политическая деятельность, стратегии взаимоотношений с властью. Государственное управление. Выпуск № 21. Декабрь 2009 года.
  18. С. Н. Киселёв, Н. В. Киселёва. Геополитические аспекты истории Крыма. // Учёные записки Таврического национального университета, серия «География» 17 (56). 2004, № 3. С. 74-81.
  19. Tatiana Buba. Russo-Ukrainian Relations: Sevastopol and the Black Sea Fleet. // GWU International Affairs Review, Vol. XIX, No. 1: Spring/Summer 2010.  (англ.)
  20. Крымский парламент решил, что надо поддержать Азарова и Россию — Европейская правда, 22 ноября 2013
  21. 21,0 21,1 Решение Верховного Совета Автономной Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 1477-6/13 «О политической ситуации»
  22. Крымский парламент решил ещё раз поддержать Азарова и заклеймить оппозицию — Европейская правда, 27 ноября 2013
  23. Крымские татары готовы дать отпор попыткам отторжения автономии от Украины — Чубаров. УНИАН, 16.02.2014
  24. Над захваченными парламентом и правительством Крыма подняты… — Интерфакс
  25. Новым премьером Крыма избран лидер Русского единства Аксенов — Корреспондент, 27 февраля 2014
  26. Аксенов объявил о создании Военно-морских сил Крыма // Крымская служба новостей, 2 марта 2014
  27. Аксенов заявил, что Крым не будет независимым и войдет в РФ — Комментарии, 14/03/2014
  28. Шойгу: действия Минобороны РФ в Крыму были вызваны угрозой жизни мирного населения
  29. Спикер: возврат Крыма в состав Украины на прежних условиях невозможен. // РИА Новости ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 16 марта 2014.
  30. ЦИК РФ направит восемь представителей регионов на референдум по статусу Крыма. // ИТАР-ТАСС ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 16 марта 2014.
  31. Парламент Крыма принял Декларацию о независимости АРК и г. Севастополя. // Пресс-центр Верховного Совета Автономной республики Крым ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 16 марта 2014.
  32. Парламент Крыма объявил о проведении референдума о будущем автономии // ИТАР-ТАСС, 27.02.2014
  33. Крымский парламент назначил проведение референдума о расширении полномочий автономии на 25 мая // Интерфакс, 27.02.2014
  34. 34,0 34,1 В крымском парламенте разъяснили суть вопроса, вынесенного на референдум // Крымское информационное агентство, 28.02.2014
  35. Аксенов: перенос референдума в Крыму связан с тем, что конфликт вышел за пределы разумного // Интерфакс
  36. Россия не рассматривает вариант присоединения Крыма к России. // Интерфакс ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 24 марта 2014.
  37. Путин: Россия не планировала присоединять Крым
  38. 38,0 38,1 38,2 Парламент Крыма принял постановление «О проведении общекрымского референдума». // Сайт парламента Крыма ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 18 марта 2014.
  39. Жители Севастополя примут участие в референдуме о статусе Крыма. // РИА Новости ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 18 марта 2014.
  40. Референдум в Крыму: ответ «нет» не предусмотрен
  41. КС признал неконституционным постановление о проведении референдума в Крыму — Видео
  42. КСУ признал неконституционным решение о проведении референдума в Крыму | Новости политики | РБК-Украина
  43. Remarks by President Obama and Prime Minister Netanyahu before Bilateral Meeting. // Сайт Белого дома США ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). — «We are strongly supportive of the interim Ukrainian government»  Проверено 17 марта 2014.
  44. Результаты общекрымского референдума{{#iferror:Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «{» |(недоступная ссылка — история). Парламент Крыма ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 17 марта 2014.
  45. Горсовет Севастополя принял решение о вступлении в состав России в качестве отдельного субъекта Федерации – города федерального статуса. Сайт общекрымского референдума ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 17 марта 2014.
  46. Крым начал процедуру присоединения к РФ, объявив о независимости. РИА Новости, 17.03.2014
  47. Верховный Совет АРК переименован в Государственный Совет Республики Крым. сайт Государственного Совета Республики Крым ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 17 марта 2014.
  48. В Крыму созданы погранслужба, министерство информации и министерство топлива и энергетики. ИТАР-ТАСС, 17.03.2014
  49. В. Константинов и С. Аксёнов уполномочены подписать межгосударственный договор о принятии Республики Крым и города с особым статусом Севастополя в состав Российской Федерации. // Сайт Государственного Совета Республики Крым ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 17 марта 2014.
  50. Указ Президента РФ от 17 марта 2014 года № 147 «О признании Республики Крым»
  51. Президент России
  52. Радио ЭХО Москвы / Президент Владимир Путин одобрил проект договора о принятии Крыма с состав Российской Федерации
  53. Путин: Вношу в парламент закон о вхождении Крыма и Севастополя в состав России
  54. s:Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов
  55. 55,0 55,1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
  56. Путин, Константинов, Аксенов и Чалый подписали договор о принятии в РФ Республики Крым.
  57. Конституционный Суд РФ проверит международный договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым на соответствие Конституции РФ
  58. Конституционный суд признал законным договор о присоединении Крыма | Forbes.ru
  59. Путин внес на ратификацию в Госдуму Договор о вступлении Крыма в состав РФ — Новости Политики — Новости Mail.Ru
  60. Дополнительное пленарное заседание Госдумы 20 марта
  61. Присоединение Крыма полностью вступило в силу после ратификации.
  62. Путин подписал законы о присоединении Крыма и Севастополя к России.
  63. Указ Президента РФ от 21 марта 2014 года № 168. Проверено 21 марта 2014.
  65. Крым вошел в состав Южного военного округа. // РИА Новости ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 11 апреля 2014.
  66. Республика Крым и Севастополь включены в перечень субъектов РФ в Конституции России. // ИТАР-ТАСС ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 11 апреля 2014.
  67. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации, 11.04.2014
  68. Опубликована Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации, 11.04.2014
Wikipedia-logo.png Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Присоединение Крыма к Российской Федерации. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Так же, как и в этом проекте, тексты, размещённые в Википедии, доступны на условиях Creative Commons BY-SA 3.0.

Также на Фэндоме

Случайная вики