ФЭНДОМ

Вражеские голоса — вольное образное название (штамп) в СССР радиостанций ряда стран («Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна», «Русская служба Би-би-си», «Радио Пекин», «Радио Тирана», «Радио Корея», «Голос Израиля»), вещавших на русском и других языках на территорию СССР в коротковолновом и средневолновом диапазоне. На другие социалистические страны вещала радиостанция «Свободная Европа», объединившаяся в 1975 c «Радио Свобода». Представляют собой феномен, связанный с холодной войной.

Начало деятельности основных радиостанций Править

Вещание иностранных радиостанций на территорию СССР и борьба с ним происходило ещё в 1930-е годы, продолжалось в годы Великой Отечественной войны. Однако выражение «вражеские голоса» принадлежит более поздней эпохе, когда в конце 40-х годов началась холодная война, важным инструментом которой была организация пропаганды с помощью радиопередач.

«Би-би-си» начала регулярно вещать по-русски 26 марта 1946 года. Радиостанция «Голос Америки» начала вещание передач на русском языке в 1947 году.

10 апреля 1947 года в газете «Культура и жизнь» появилась статья И. Эренбурга «Фальшивый голос». Протестуя против пропаганды жвачки, Эренбург писал: Шаблон:Начало цитаты Если вы изобрели какие-то надувные жевательные резинки, отчего же вы вместо мирного пускания резиновых пузырей у себя дома распространяете их по всему миру? Шаблон:Конец цитаты В 1950-51 годах в рамках кампании по борьбе с космополитизмом была организована театральная постановка по пьесе Б. А. Лавренёва «Голос Америки», за которую ему в 1950 году была присуждена Сталинская премия.

С 1 марта 1953, почти одновременно со смертью Сталина, начинается вещание радиостанции под названием Радио «Освобождение от большевизма» (позднее — просто «Освобождение»), которая с мая 1959 стала называться «Радио Свобода». «Немецкая волна» существует с 3 мая 1953.

Было организовано вещание на территорию СССР не только на русском языке, но и на других языках народов СССР.

Глушение Править

Передачи «Голоса Америки» с февраля 1948 года начали систематически глушить так называемыми «глушилками» (радиостанциями постановки помех), вносившими помехи. Официально это явление называлось «радиозащита» (синонимы: «глушение», «радиоподавление», «постановка помех», «радиопротиводействие», «забивка антисоветских радиопередач», «радиоэлектронная борьба»), но об этом не писали в советской печати. При разрядке международной напряжённости глушение «вражеских голосов» ослаблялось или прекращалось. В сентябре 1959 года глушение «Голоса Америки» было ослаблено, а в июне 1963 после призыва Кеннеди прекратить холодную войну и вовсе прекращено. После ввода войск стран Варшавского Договора в Чехословакию глушение возобновилось. Очередной перерыв в глушении «вражеских голосов» (кроме «Радио Свобода») произошёл в 1973 году в связи с проведением Хельсинской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Глушение опять началось в августе 1980 года в свзи с обострением обстановки в Польше и из-за критики ввода войск СССР в Афганистан.

Глушение «вражеских голосов» продолжалось, несмотря на наступление перестройки. В экспертном заключение по «делу КПСС» говорится, что постановлением ЦК КПСС от 25 сентября 1986 было принято решение прекратить глушение передач одних зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-Би-Си») и усилить глушение других («Свобода, Немецкая волна»). Глушение зарубежных радиостанций в СССР было полностью прекращено 29 ноября 1988 (в некоторых источниках указывается дата 30 ноября).

Для борьбы с глушением западные радиостанции наращивали мощности, а при необходимости передачи особо важных сообщений: проведения в СССР испытания царь-бомбы, блокады Кубы, инцидента с Южнокорейским самолётом, задействовалось спутниковое вещание с использованием широкого спектра диапазонов.

Аудитория Править

Передачи зарубежных радиостанций были интереснее чем официальная советская пропаганда, но из-за их глушения слушать их было сложно. «Вражескими голосами» увлекалась, в основном, диссидентски настроенная часть интеллигенции и часть молодёжи, интересовавшаяся западной музыкой. По исследованиям, проводившимся в США, самой значительной была еженедельная аудитория радиослушателей «Голоса Америки» в СССР в 80-е годы достигала 30 млн. человек, на втором месте шла «Русская служба Би-би-си» с вдвое меньшей аудиторией. Для прослушивания были удобны радиоприёмники, позволяющие слушать передачи на коротких волнах («Спидола», «Океан», «Атмосфера»), и стоившие дороже, чем работающие только на средних и длинных волнах. На совсем коротких волнах (10-16 м) глушения почти не было, но и соответствующие радиоприёмники было трудно достать, так как радиоприёмники с диапазонами коротких волн 11, 13, 16 и 19 метров для внутреннего рынка перестали выпускаться.

Связи со спецслужбами Править

Основной целью радиовещания в условиях холодной войны была пропаганда, которой спецслужбы противоборствующих сторон уделяли значительное внимание.

В книге Н. Н. Яковлева «ЦРУ против СССР» доказывалось, что вещание «вражеских голосов» происходит под патронажем ЦРУ, приводились конкретные примеры, в частности связей с ЦРУ «Радио Свобода» и «Свободная Европа». В разоблачениях сыграли свою роль разведчики, особенно Ю. Марин, работавший под именем К. Неастрова на «Радио Свобода». Разоблачающие свидетельства о деятельности радио «Свободная Европа» были собраны её бывшими сотрудниками — разведчиками Польши, Чехословакии, Болгарии.

«Вражеские голоса» в постсоветской России Править

Вещание продолжалось и после распада СССР, но сейчас вызывает гораздо меньший интерес, чем раньше. Выражение может применяться в постсоветской прессе.[1][2]

Источники Править

  1. Матвеева А. Общественная палата выступила против «вражеских голосов». Газеты и телеканалы проверят на предмет разжигания ксенофобии // RBC daily, 17.04.2006
  2. Кодачигов В. «Альфа» заглушила вражеские голоса // КоммерсантЪ, 16.07.2005, № 130.

Литература Править

  • Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР - М.: Правда, 1983.

Ссылки Править