ФЭНДОМ

Файл:Печать Временного правительства.jpg

Вре́менное прави́тельство (3 (16) марта 191726 октября (8 ноября) 1917) — высший законодательный и исполнительный орган государственной власти в России.

Создание Править

После Февральской революции и отречения Николая II от престола возникла необходимость в создании новых органов власти в стране.

Ещё до отречения императора был создан Временный комитет IV Государственной думы (ночь на 28 февраля (13 марта) 1917, председатель — октябрист М. В. Родзянко, бывший председателем самой Думы), который после получения известия об отречении сформировал Временное правительство.

Первый состав Править

Всего в правительстве было 16 министров.

Генерал Деникин писал: «В начале революции Временное правительство, несомненно, пользовалось широким признанием всех здравомыслящих слоёв населения. Весь старший командный состав, всё офицерство многие войсковые части, буржуазия и демократические элементы, не сбитые с толку воинствующим социализмом, были на стороне правительства…».

Свою первую программу правительство изложило в декларации, обнародованной 3 (16) марта 1917.

Деятельность Править

Немедленно после февральской революции Временное правительство упразднило пост генерал-губернатора в Закавказье и Туркестане и передало власть комитетам, созданным из депутатов Думы, являвшихся местными уроженцами.

Три главные политические партии Кавказа — азербайджанская Мусульманская демократическая партия (Мусават), армянская Дашнакцутюн и Грузинская социал-демократическая сразу же после Февральской революции в ответ на признание Временного правительства получили гарантии автономии в рамках будущей федеративной России.

18 апреля (1 мая) 1917 разразился первый правительственный кризис, завершившийся образованием 5 (18) мая 1917 первого коалиционного правительства. В его состав вошли 6 министров-социалистов.

Файл:Купюра Временного правительства.jpg

Партии эсеров и меньшевиков, превратившись в правительственные партии, получили возможность реализовать свои программные цели. По их инициативе 6 (19) мая 1917 была обнародована декларация, в которой Временное правительство обещало подготовить радикальную аграрную реформу. Однако эти намерения оказались обещаниями.

Недовольство народных масс политикой коалиционного правительства вылились во второй (июньский), а затем третий (июльский) правительственный кризис.

2 (15) июля 1917 министры-кадеты ушли в отставку.

4 (17) июля 1917 Временное правительство ввело в Петрограде военное положение, начало преследование большевиков, расформировало части, принимавшие участие в демонстрации 3 (16) июля 1917, ввело смертную казнь на фронте.

В разгар июльского кризиса финский сейм провозгласил независимость Финляндии от России во внутренних делах и ограничил компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. 12 (25) июля Сейм направил в адрес Временного правительства требование признать «неотъемлемые права Финляндии».

24 июля (6 августа) 1917 было сформировано второе коалиционное правительство, в которое вошли 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 радикальных демократа и 2 беспартийных. Председателем правительства стал Керенский. Он проводит политику лавирования между основными политическими силами страны («бонапартизма»), которая, однако, вызывает недовольство в обоих лагерях.

С 12 (25) августа по 15 (28) августа 1917 Керенский провёл Государственное совещание с целью консолидации демократических сил страны. Верховный главнокомандующий генерал Корнилов двинул на Петроград казаков генерала Крымова. Однако после самоубийства атамана казаки, стоявшие у Пулковских высот, разошлись.

С целью противодействия Петросовету Керенский образовал 1 (14) сентября 1917 новый орган власти — Директорию («Совет пяти»), которая провозгласила Россию республикой и распустила IV Государственную думу.

14 (27) сентября 1917 было открыто Всероссийское Демократическое совещание с участием всех политических партий. Демократическое совещание должно было решить вопрос о власти. Большевики его демонстративно покинули.

25 сентября (8 октября) 1917 Керенский создаёт третье коалиционное правительство, в которое вошли 6 кадетов, 1 эсер, 3 меньшевика, 2 трудовика, 1 «независимый» и 2 военных специалиста.

Большевики, не приглашенные к сотрудничеству в правительстве, взяли курс на вооружённый захват власти.

Свержение Временного правительства Править

26 октября (8 ноября) 1917 в 2 часа 10 минут Временное правительство было арестовано.

17 (30) ноября) 1917 Временное правительство обратилось к народу через кадетскую газету «Наша речь» с последними словами:

«Октябрьский мятеж… работу Временного правительства оборвал за несколько дней до всенародных и свободных выборов в Учредительное собрание… Измученные трёхлетней войной, солдатская и рабочая массы, соблазнённые заманчивыми лозунгами „немедленного мира, хлеба и земли”, справедливыми по существу, но неосуществимыми немедленно, взяли в руки оружие, арестовали Временное правительство, стали захватывать важнейшие государственные учреждения, уничтожать гражданские свободы и угрожать жизни и безопасности граждан, беззащитных перед лицом начавшейся анархии… Опасаясь, что насилие не остановится и перед тем, чтобы поднять руку даже и на Учредительное Собрание, если оно не будет творить их волю, Временное правительство призывает всех граждан армии и тыла к единодушной защите Учредительного собрания для обеспечения ему возможности властно и твёрдо выразить народную волю…»

Ссылки Править

Документы об отречении императора Николая II и образовании Временного правительства. 2-3 марта 1917 г.

Шаблон:MetaPicstub