ФЭНДОМ

Вторжение США на Гренаду
Дата {{{дата}}}
Место {{{место}}}
Итог {{{итог}}}

Операция «Urgent Fury» («Срочная ярость») — операция вооружённых сил США по оккупации Гренады в 1983 году, предпринятая под предлогом обеспечения безопасности находящихся в этой стране американских граждан. В ходе операции было свергнуто пришедшее к власти в результате переворота прокоммунистическое правительство страны.

Предпосылки Править

13 марта 1979 года на Гренаде в результате переворота было свергнуто правительство Эрика Гейри и к власти пришло движение «New Jewel» во главе с Морисом Бишопом. Новое руководство страны взяло курс на активное сотрудничество с Кубой с СССР. С иностранной помощью армия Гренады была перевооружена, и к 1983 году представляла собой наиболее боеспособные вооружённые силы в восточной части Карибского моря [2]. Новый внешнеполитический курс Гренады вызвал значительное беспокойство со стороны США, чьё политическое доминирование в регионе Центральной Америки уже было поставлено под сомнение приходом к власти в Никарагуа сандинистов и действиями коммунистических партизан в Сальвадоре.

Наибольшую тревогу американские официальные лица проявляли в связи со строительством на Гренаде нового международного аэропорта в Пойнт-Сэлайнз. Контракт на строительство был заключён с британской фирмой, при этом непосредственно строительство выполнялось кубинскими рабочими. Официально новый аэропорт, постройка которого должна была быть завершена к началу 1984 года, предназначался для развития туризма в стране. Однако США предполагали, что с учётом сотрудничества между гренадским и кубинским правительствами он будет использован в качестве перевалочной базы переправки кубинского оружия коммунистическим повстанцам в Центральной и Южной Америке. Об этом неоднократно заявлял президент США Рональд Рейган.

Между тем к середине 1983 года в движении «New Jewel» наметился раскол. 13 октября леворадикальное крыло движения во главе с премьер-министром Бернардом Коардом совершило переворот. Морис Бишоп был арестован. Когда толпа гренадцев попыталась освободить его из тюрьмы Маунт-Ройал, охрана открыла огонь, убив Бишопа и десятки мирных жителей. Британский генерал-губернатор Пол Скун был помещён под домашний арест.

Подготовка операции Править

Файл:Grenada-CIA WFB Map.png

После трагедии в Маунт-Остин Организация Восточнокарибских государств обратилась к США с просьбой восстановить на Гренаде стабильность. Как позже выяснилось, это обращение было сделано по просьбе американского правительства. США обосновывали необходимость вмешаться в события на Гренаде в первую очередь тем, что на острове в это время находились несколько сотен американских студентов-медиков, безопасность которых, как утверждалось, была поставлена под угрозу.

Планирование военной операции проходило в крайне сжатые сроки, что отразилось на её ходе. Ключевой проблемой было почти полное отсутствие разведывательных данных о расположении сил гренадской армии и кубинцев. Единственным источником информации стали снимки, сделанные самолётом-разведчиком SR-71. Накануне вторжения на остров высадились несколько разведгрупп американского спецназа, сообщивших новые данные, поставившие всю операцию под сомнение. В частности, разведчики сообщили, что недостроенный аэропорт в Пойнт-Сэлайнз, куда планировалось высадить подразделения 82-й воздушно-десантной дивизии, был заблокирован строительной техникой. Когда эта информация стала доступной американскому командованию, самолёты с десантниками уже находились в воздухе.

Вторжение Править

Вторжение на Гренаду началось утром 25 октября 1983 года. Когда стало известно, что посадка транспортных самолётов в Пойнт-Сэлайнз (на юго-западной оконечности острова) невозможно, было решено выбросить там воздушный десант. Командиры 75-го полка рэйнджеров, возглавлявшего атаку на Пойнт-Сэлайнз, были уведомлены о новом решении уже во время полёта к острову. Кубинцы, охранявшие аэродром, не были готовы американскому вторжению. Несмотря на зенитный огонь, высадка воздушного десанта прошла успешно. Рэйнджеры при поддержке авиации отразили кубинскую контратаку[1], уничтожив при этом несколько бронетранспортёров БТР-60, а затем расчистили взлётно-посадочную полосу, на которую уже через несколько часов стали садиться самолёты с солдатами 82-й воздушно-десантной дивизии. Одновременно на восточном побережье острова высадились подразделения морской пехоты, встретившие минимальное сопротивление.

Из-за спешки, в которой готовилась операция, в ходе вторжения произошло много накладок. Так, американские солдаты не имели карт Гренады и были вынуждены ориентироваться по туристическим путеводителям. Недооценка ПВО Гренады, вызванная отсутствием актуальных разведданных, привела к потере нескольких вертолётов. Одна группа «тюленей», отправленная к резиденции генерал-губернатора Скуна, столкнулась с превосходящими гренадскими силами и провела около суток под шквальным огнём противника. Американская палубная авиация по ошибке нанесла удар по психиатрической лечебнице, где погибло несколько пациентов. Несмотря на хаос первых часов операции, полное американское превосходство в огневой мощи сделало своё дело. 27 октября боевые действия были в основном завершены. Американские студенты были эвакуированы с острова, почти все кубинские рабочие попали в плен.

Потери сторон Править

Файл:BTR-60PB Urgent Fury.jpg

Согласно официальным сообщениям, в ходе боевых действий на Гренаде погибло 19 и получило ранения 116 американских военнослужащих. Цифры потерь среди кубинских строителей, гренадских военнослужащих и мирных жителей в разных источниках расходятся, но они были невелики. Кубинцы потеряли 25 человек убитыми, ещё более 600 человек попали в плен. Погибло 45 гренадских солдат и не менее 24 мирных жителей.

Реакция мировой общественности Править

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 38/7 от 2 ноября 1983 указывалось, что вторжение является грубым нарушением международного права и посягательством на независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность этого государства, содержалось требование немедленно прекратить вооруженную интервенцию в этой стране и вывести оттуда иностранные войска [3].

Операция на Гренаде была осуждена СССР и другими социалистическими странами. Реакция многих стран Запада также была негативной. В то же время около 60 % американцев поддержали вторжение [4].

Последствия Править

В декабре 1984 года на Гренаде были проведены выборы, на которых победила партия проамерикански настроенного Герберта Блэйза.

Вторжение на Гренаду было первой крупной операцией вооружённых сил США после окончания войны в Юго-Восточной Азии. Несмотря на целый ряд неудач, общий исход вторжения оказался успешным. Операция сыграла определённую роль в восстановлении престижа американской армии США после поражения во Вьетнаме. Извлечённые из неё уроки были учтены при подготовке гораздо более крупного вторжения в Панаму в 1989 году.

Примечания Править

  1. Все граждане Кубы проходят военную подготовку и умеют обращаться с оружием. Кубинские строители на Гренаде были вооружены автоматами и пулемётами, а также имели некоторое количество бронетехники [1].

Ссылки Править

Шаблон:Холодная войнаda:Invasionen af Grenada de:US-Invasion in Grenadaja:グレナダ侵攻 no:Operasjon Urgent Fury sv:Invasionen av Grenada