Фэндом

История Вики

Газневидское государство

1621статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
История Ирана
Персидская империяПерсидские цари
edit
Файл:Ghaznavid map ru.png

Газневи́дское государство (Газневидская империя) — существовало в 9771186 и располагалось в Центральной Азии и северо-западной Индии. Начало Газневидскому государству положил саманидский полководец Алп-Тегин, выступивший против Саманидов и образовавший самостоят, владение с центром в городе Газни (Газна) на территории современного Афганистана. Наибольшего могущества Газневидское государство достигло при Себук-Тегине 977997 и Махмуде Газневи 9981030. Внутренняя политика государства Газневидов была направлена на укрепление центральной власти, увеличение государственной собственности на землю, упорядочение налогово-административного управления, организацию системы сыска. Основой внешней политики первых правителей Газневидского государства, опиравшихся на гвардию гулямов, а также отряды газиев, являлось ведение завоевательных походов. В результате этих походов в состав государства к 1030 были включены территория современного Афганистана, ряд областей Ирана, часть Мавераннахра и Хорезм, северные и северо-западные провинции Индии. Однако завоевательные походы в конечном счёте способствовали ослаблению мощи государства. Они сопровождались разорением целых областей, разрушением оросительных систем, ограблением населения и уводом в плен десятков тысяч рабов. В период расцвета Газневидского государства его правители поощряли развитие науки и культуры. При дворе в Газни и в других городах государства жили и творили выдающиеся учёные и поэты (Аль-Бируни, Утби, Абу-ль-Фазль Бейхаки, Гардизи, Фирдоуси и другие). Возделывание заброшенных земель, сооружение и ремонт оросит, систем, строительство, а также поощрение ремесла и торговли были весьма ограничены. Слабость государства сказалась вскоре после смерти Махмуда. Его преемники стали терять свои владения одно за другим. Уже при Масуде I был потерян Хорезм. Караханидские правители Мавераннахра отторгли земли в верховьях Амударьи. После сражения при Данденакане 1040 с Сельджукидами в состав государства входила лишь часть территории Афганистана и Пенджаба. Последний удар был нанесён Гуридами, которые в конце 70-х годов XII века вытеснили Газневидов в Северную Индию, столицей Газневидского государства стал Лахор. После захвата Лахора Гуридами в 1186 Газневидское государство прекратило своё существование.

Династия Газневидов Править

  • Алп-Тегин 962 — ?

Династия Барсхан Править

См. также Править

Литература Править

По материалам Советской исторической энциклопедии, 1963:

  • Абу-л-Фаал Бейхаки. Тарихи Бейхаки (История Бейхаки). Тегеран, т. 1—3, 1940—53
  • Абу-л-Фаал Бейхаки. Истории Масуда. Ташкент,1962.(рус)
  • Бартольд В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. ч. 2 СПБ, 1900
  • Якубовский А. Ю Махмуд Газневи. К вопросу о происхождении и характере Газневидского государства. в сб.: Фердовси, Ленинград, 1934
  • Muhammad Nazim The life and times of sultan Mahraiid of Ghazna, Camb., 1931

Ссылки Править

de:Ghaznawidenfa:غزنویان fi:Ghaznavidien valtakuntaja:ガズナ朝 ka:ღაზნევიდების სახელმწიფო no:Ghaznavidsv:Ghaznaviderna tg:Давлати Ғазнавиён tr:Gazne Devleti ur:سلطنت غزنویہ zh:伽色尼王国

Также на Фэндоме

Случайная вики