ФЭНДОМ

Файл:William Henry Harrison.png

Уильям Генри Гаррисон (Шаблон:Lang-en, 9 февраля 1773, плантация Баркли, Виргиния4 апреля 1841, Белый дом, Вашингтон) — американский военачальник, политик и девятый президент Соединённых Штатов (с 4 марта по 4 апреля 1841). Гаррисон находился в должности самое непродолжительное время из всех президентов США: простудившись во время инаугурационной речи, он умер ровно через месяц после принятия присяги.

Молодость и военная карьера Править

Файл:Cincinnati-harrison-statue.jpg

Отец Гаррисона был виргинским плантатором, активно участвовавшим в американской политике, в частности, подписал Декларацию независимости в 1776 году, а в 17811784 был губернатором своего штата.

Сам Уильям Генри с 1791 служил в армии, воевал на границе (frontier) с индейцами и был адъютантом у генерала Уэйна. Участвовал в войне за Огайо в 1795.

В 1798 вышел в отставку и занялся политикой. Был первым губернатором Индианы (тогда ещё не штата, а территории, 18001813). На этом посту занимался расширением поселений англо-американцев и скупкой земель у индейцев, что вызвало протест последних и антиамериканское военное выступление во главе с вождём Текумсе.

Гаррисон прославился как национальный герой в 1811, разгромив индейцев в битве при Типпекано, за которую был сам прозван «Типпекано» или «Старый Типпекано» (Шаблон:Lang-en). В 1812 он командовал всеми силами государства против конфедерации Текумсе и разбил его (поддерживаемого англичанами в ходе англо-американской войны 1812-1814) на речке, гордо называемой Темзой (Thames), на территории Канады; Текумсе пал в этом сражении. Подобная победа, одержанная уже не просто над индейцами, но над извечным врагом — британцами, ещё выше подняла престиж индианского губернатора.

Политическая деятельность после войны Править

Затем был членом палаты представителей (18161819) и сенатором (18241828) от Огайо. В 1836 был кандидатом в президенты от партии вигов, но проиграл Мартину Ван Бюрену. Но в следующий раз, 1840, вновь стал кандидатом от оппозиции и одержал полную победу, связанную с тем, что Штаты находились в сильном экономическом кризисе. Вице-президентом с ним был избран Джон Тайлер; их предвыборный лозунг был: «Типпекано и Тайлер тоже» (Шаблон:Lang-en)

Президентство Править

Гаррисон вступил в должность в 1841 году в возрасте 68 лет и был самым пожилым человеком, избранным на пост президента, вплоть до избрания Рональда Рейгана в 1980 году. В день присяги 4 марта погода была очень холодная и ветреная, но президент должен был показать, что он столь же несгибаемый герой, что и тридцать лет назад при Типпекано; он произнёс двухчасовую инаугурационную речь, самую длинную в американской истории, стоя на ветру без шляпы и пальто. Он простудился, слёг и простуда перешла в воспаление лёгких и плеврит. Для лечения его врачи употребляли опиум, касторовое масло, змеиный яд и прикладывали даже и настоящих змей, но это лечение лишь ухудшило состояние президента, который впал в бредовое состояние и скончался в 12 час. 30 мин. 4 апреля 1841 года от правостороннего воспаления лёгких, осложнённого желтухой и заражением крови. Последние его слова, в бреду, были: «Сэр, я хочу, чтоб вы поняли истинные принципы правления. Я хочу, чтоб они осуществлялись, и не прошу ничего другого».

Гаррисон пробыл главой американского государства меньше всех прочих президентов: 32 дня, 12 часов и 30 минут. Он стал первым президентом, умершим в должности.

Позже появилась легенда, что смерть Гаррисона стала плодом проклятия, произнесённого некогда умирающим вождём Текумсе. Некоторые относят к «проклятию Текумсе» и тот факт, что, начиная с Гаррисона, все президенты, избранные или переизбранные в год, заканчивающися на ноль, умирали или были убиты в должности: Авраам Линкольн избран в 1860, убит в 1865; Джеймс Гарфилд избран в 1880, убит в 1881; Уильям Мак-Кинли переизбран в 1900, убит в 1901; Уоррен Гардинг избран в 1920, умер в 1923; Франклин Рузвельт переизбран в 1940, умер в 1945; Джон Кеннеди избран в 1960, убит в 1963. Впервые нарушил эту закономерность Рональд Рейган, избранный в 1980, переживший покушение в 1981 и благополучно покинувший должность в 1989.

Внук Гаррисона Бенджамин также был президентом США (18891893). Увидев в день присяги, что идёт проливной дождь, он решил не повторять трагической ошибки деда, и всё время произнесения инаугурационной речи его предшественник (и впоследствии преемник) Гровер Кливленд держал над ним раскрытый зонтик. Речь тоже получилась очень длинной, но всё же несколько короче, чем у деда.

Предшественник:
Мартин Ван Бюрен
Президент США
4 марта4 апреля 1841
Преемник:
Джон Тайлер

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики