ФЭНДОМ

Файл:James Abram Garfield, photo portrait seated.jpg

Джеймс Авраам Гарфилд (Шаблон:Lang-en, 1831-1881) — 20-й президент США (1881), второй из четырёх убитых президентов США, разносторонне одарённый самоучка, военачальник и активист Республиканской партии. Был тяжело ранен уже через три месяца после вступления в должность и умер ещё через два с половиной месяца от последствий неудачного лечения.

Педагогическая и военная карьераПравить

Родился в 1831 г. в штате Огайо. Жил сначала поденной работой, потом был боцманом, учителем в народной школе и наконец, дополнив свое образование (амбидекстрал, он левой рукой умел писать по-древнегречески, правой по-латыни, а кроме того, предложил новое доказательство теоремы Пифагора), получил место учителя и директора одного из высших учебных заведений, занимаясь также адвокатурой и заседая в сенате штата Огайо. При возникновении гражданской войны 1861 г. Г., горячий приверженец северных штатов, сформировал полк добровольцев в Огайо и принял участие в военных действиях в штате Кентукки. Затем состоял начальником штаба генерала Розенкранца и был произведён в генералы.

Политическая деятельностьПравить

В 1862 г. избран штатом Огайо в члены конгресса, где стал одним из видных деятелей республиканской партии. На республиканском конгрессе в Чикаго по поводу президентских выборов 1880 г. Г. поддерживал кандидатуру своего друга Шермана; но когда ни Шерман, ни Грант не получили надлежащего большинства, то сам Г. был провозглашен кандидатом на президентское кресло. Выбранный в президенты, он вступил в эту должность в марте 1881 г. с твердым намерением положить конец деморализации своей партии.

Трагическая смертьПравить

Президентство Гарфилда продлилось только полгода (меньше был в должности только У. Гаррисон). Уже 2 июля президент был тяжело ранен Шарлем Гито и умер 19 сентября 1881 г.

Президент находился на железнодорожном вокзале в Вашингтоне, когда ему выстрелили в спину. "Боже мой! Что это?"- только и успел воскликнуть президент, прежде чем его положили на носилки, чтобы отправить в больницу.

Гито, психически неуравновешенный человек, безуспешно искавший места посла во Франции, заявил на суде, что покушался на президента, но не убил его: причиной смерти Гарфилда стало плохое лечение. Суд не согласился с доводами Гито, и он был повешен в 1882, но современные медики, исследовавшие историю болезни Гарфилда, считают, что в этих словах была немалая доля правды. Первоначально рана президента была неглубокой, а пуля застряла в месте, не близком к жизненно важным органам. Между тем врачи, лезшие в рану пальцами без каких-либо перчаток или дезинфекции, значительно углубили рану (в этом ложном раневом канале, проникшем в печень, продолжали искать пулю) и вызвали сильное гнойное воспаление, которого не выдержало сердце: непосредственной причиной кончины президента был инфаркт. Несмотря на то, что сам Александр Белл пытался найти в теле живого Гарфилда пулю при помощи своего электрического металлоискателя, она обнаружилась только при вскрытии.

Русская террористическая партия Народная воля, убившая в том же году Александра II, осудила покушение Гито как бессмысленное.

ЛитератураПравить

Его мемуары изданы в Бостоне в 1883 г. Ср. Mason, «Life and public services of James A. G.» (Лондон, 1881); Ridhpath, «Life and work of J. A. G.» (Цинциннати, 1881); Thayer, «J. Garfields Leben» (Гота, 1882). Шаблон:Wikiquote

Шаблон:ЭСБЕ

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики