ФЭНДОМ

Файл:Hitlerjugend Allgemeine Flagge.svg

Гитлерю́генд [-ръю-] (нем. Hitler-Jugend, старая орфография Hitlerjugend, сокращение HJ) — молодежная нацистская организация военизированного типа.

История организации Править

Организация Гитлерюгенд была основана 3-4 июля 1926 в Веймаре как национал-социалистическое молодежное движение.

В последние годы Веймарской республики Гитлерюгенд внес свой вклад в эскалацию насилия на улицах немецких городов. Организованные группы Гитлерюгенда нападали на кинотеатры, где шли показы антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории многих регионов Германии.

Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодежь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке запретил школьникам вступать в Гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны. Однако подобными мерами с Гитлерюгендом невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодежную организацию. Подвергнутые наказанию активисты выдавали себя за жертв «коричневого движения», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку Гитлерюгенда, как та возрождалась под другим названием, например как «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле, например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы Гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали — у каждого под фартуком здоровенный нож», — вспоминал один из очевидцев ([1]).

Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, приклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов Гитлерюгенда (здесь следует отметить, что гибли юноши и из прокоммунистических молодежных объединений).

Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодежи» в районе Моабит, быстро стало известно каждому молодому немцу. Его звали Герберт Норкус. В свое время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены Гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись ([2]).

Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодежи» ([3]). Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению: «Никто не отнимет у нас надежду на то, что наступит день мести. И тогда те, кто болтает о гуманности и любви к ближнему, но убили нашего товарища без суда, узнают силу новой Германии. Тогда они будут молить о пощаде. Слишком поздно. Новая Германия требует искупления» ([4]).

1 декабря 1936 года, по принятии «Закона о Гитлерюгенд» (Gesetz über die Hitler-Jugend), а затем в 25 марта 1939 года — по принятии «Молодежного служебного долга» (Jugenddienstpflicht) прежде формально добровольное учатие в движении стало обязательным. С вступлением в должность руководителя организации Бальдура фон Шираха Гитлерюгенд стала частью НСДАП. После Бальдура фон Шираха этот пост занял А. Аксман. Организация была распущена после поражения Третьего рейха.

Сводная таблица организаций, в которых состоял среднестатистический житель нацистской Германии Править

Сводная таблица

Структура и принципы функционирования организации Править

Файл:Hitler-Jugend 1940.JPG

Организованная по военному образцу и по принципу «Молодёжь руководит молодёжью», организация охватывала немецкую молодежь в возрасте от 10 до 18 лет и делилась по возрастным категориям. Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет — «Дойче юнгфольк» («Немецкая молодежь»); с 14 до 18 лет — собственно Гитлерюгенд. Женская организация в составе Гитлерюгенд: девочки в возрасте от 10 до 14 лет — «Юнгмедельбунде» («Союз девочек»); от 14 до 18 лет — «Бунд дойчер медель» («Союз немецких девушек»).

Торжественные шествия, прогандистские марши и парады, военные игры и совместная жизнь делали Гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи. Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки Гитлерюгенд, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом Гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были.

Участие в Гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Перед этим было необходимо пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к евреям, по истории — биография Гитлера история НСДАП, политическое страноведение наибольшее внимание уделяло странам фашизма. Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития клались соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания Рейха. Проводитлись соревнования по легкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.

Гитлер о Гитлерюгенд Править

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединённый к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьб немецкой молодежи:

Эта молодёжь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в Гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА [нацистские штурмовые отряды] или СС [эсэсовские отряды], в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется Вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь…Шаблон:Источник?

Школа в нацистской Германии Править

Дошкольники воспитывались в детских садах, и уже там их начинали воспитывать в национал-социалитическом духе.

Школа делилась на три части. Сначала все дети четыре года посещали народную школу. Далее можно было выбирать:

  • либо учиться еще четыре года в народной школе,
  • либо шесть лет в средней школе,
  • либо восемь в полной средней школе.

Через некоторое время была введена еще старшая ступень народной школы, в которой могли учиться особенно одаренные ученики народной школы.

Кроме того, были созданы элитные школы, национал-политические учебно-воспитательные заведения и средняя школа НСД. Эти школы можно было посещать уже на третьем-четвертом году обучения, но они были платными и, кроме того, для учебы в них требовалось членство в Гитлерюгенд.

Уже на первом в своей жизни уроке дети получали буквари, которые готовили их к вступлению в Юнгфольк и давали представление о расовой теории. Примером расового воспитания служит, например, такой эпизод: На уроке математики учитель спрашивает: «Сколько будет 2+3»? Ему отвечают: «Шесть.» Тогда учитель говорит в ответ: «Это неверно, так считают только евреи, у немцев 2+3=5».

Материалы Править

Литература Править

  • Г. Кнопп. «Дети» Гитлера
  • С. Кормилицын. III Рейх. Гитлер-югенд
  • H. Scholtz. Erziehung und Unterricht unterm Hakenkreuz
  • H. Koch, Geschichte der Hitlerjugend

Аудиофайлы Править

Шаблон:Audio

Ссылки Править