ФЭНДОМ

Село Гнаденфлюр(Флорское)-Флорскае-Гнаденфлюр -(сейчас с. Первомайское Фёдоровского района. Саратовской Области) было образовано как дочерняя колония в 1850 году.

История Править

Предки большинства поселенцев села Гнаденфлюр прибыли из Вюртемберга (Германия). Большинство жителей были лютеране.Расроложено село в степи, население составляло в 1912 году — 1091 человек, в 1926 — 977 человек. Каждый поселенец обязан был на своем участке посадить деревья, так что временами домов из-за деревьев не было видно. Гнаденфлюр был похож на Оазис в степи. Село расположилось на левом берегу речушки Малый Караман рядом с прудом, на левом берегу проходила дорога в бригаду № 1, невдалеке была табачная плантация и 33 гектара огорода. Овощи на приусадебных участках не выращивали — все получали с общественного огорода. На плантациях работали большинство женщин. На берегу Малого Карамана построили насосную станцию для поливки огорода и табачной плантации. В 30х годах был организован Колхоз «Солнечный дом», но он вскоре развалился. После этого был организован Колхоз «Коминтерн» , МТС , Мельница, конюшня и скотный двор. Возле МТС — механизаторы построили себе дома.В центре села на площади находились- Милиция, Церковь где служил службу Харф Отто пастор (Harff, Otto, Pastor, geb. 23. Juni 1872, ord. 27. Okt./8. Nov. 1896.) и магазины- Зайферта Давыда , Зайферта Карла , Финка Фрица и Финка Карла. В селе было родильное отделение и две школы. В "Конфирмацион " школе учились до 15 лет в «Синей» школе (она была покрашена в синий цвет) предподавали Русский язык. Большинство домов были построены из «самана», и совсем мало из кирпича и леса. Крыши крыли жестью и тесом — потолки утепляли соломой, а сверху наносили глиняный раствор .В селе было 4 длинные улицы (до километра длиной) вдоль Малого Карамана. Дворы были сделаны так, что дом и все постройки находились под одной крышей. Во дворе обычно находились — Помещение для лошадей и скота, потом сараи для телег и сельхозорудий, сенники, в конце двора находились сарай для зерна, площадка для молотьбы зерна и навозные кучи. Напротив дома строилась «летняя кухня» — где все лето жила семья. Снаружи дома облицовывались глиной и на 'Троицу' белились. В погребах хранились- копченое сало и мясо, самодельная колбаса, солонина и моченые яблоки. Все это продолжалось до 28 августа 1941- когда Указом Верховного Совета СССР все жители села как и все Немцы АССР НП были депортированы, и 8 сентября эшелоном № 866 были отправлены со станции Мокроус (сейчас Фёдоровский район Саратовской области) в Сибирь, Алтайский край, Залесовский район.

Настоящее Править

Сейчас Село Первомайское (Гнаденфлюр) входит в состав Фёдоровского района.

Гнаденфлюрцы репрессированные в 1930-40х годах Править

Винтер,Александр Адамович родился 29 декабря 1884 в с. Гнаденфлюр АССР НП в семье ремесленников. До ареста работал жестянщиком в колхозе «Коминтерн» в Гнаденфлюре. Был женат на Дамм Лидии Фридриховне, трое детей — Давид,Август и Эдвин. Арестован 02.04.1938 г. Осужден ОС при НКВД СССР от 21.07.1938 г. за антисоветскую агитацию по статье 58.а к расстрелу. Расстрелян 19.08.1938 г. в г.Энгельсе, место захоронения неизвестно. Реабилитирован 27.06.1989 г. Саратовской областной прокуратурой. Уголовное дело №ОФ-28583

Винтер,Карл Фридрихович родился 18.03.1879 в селе Гнаденфлюр Гнаденфлюрского кантона АССР НП, кузнец Гнаденфлюрской МТС. Арестован 10.11.1937 г. Осужден 14.11.1937 г. тройкой НКВД АССР НП за антисоветскую агитацию к расстрелу. Расстрелян 15.11.1937 г. в г. Энгельсе место захоронения неизвестно. Реабилитирован 30.05.1989 г. Саратовской областной прокуратурой. Уголовное дело №ОФ-25644

В интернете о Гнаденфлюре Править

Страница о Гнаденфлюре

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики