Фэндом

История Вики

Гражданская война в России

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение1 Поделиться
Файл:TrotskySlayingtheDragon1918.jpg

Гражда́нская война́ 19181922 гг. в России — вооруженная борьба между сторонниками большевиков, пришедших к власти в результате Октябрьской революции, и их противниками[1].

Первый этап Править

В конце октября 1917 фракция большевиков захватила власть в Петрограде, что не вызвало каких-либо радикальных перемен в жизни страны. Однако в январе 1918 большевики разогнали законно избранное Учредительное собрание и заключили с Германией сепаратный Брестский мир. Эти действия самозванного режима вызвали широкий протест по всей России. Повсеместно стали возникать центры сопротивления новым порядкам. Были созданы независимые правительства в Новочеркасске и Самаре. Союзники также не остались в стороне от российских дел. Для поддержания порядка и предотвращения анархии английские войска высадились в Мурманске, американцы и японцы — во Владивостоке. Части Чехословацкого корпуса встали на защиту Комитета защиты Учередительного Собрания в Самаре (Комуч). На национальных окраинах возникли самостоятельные национально-государственные образования. К лету 1918 на 3/4 территории страны образовались многочисленные правительства, не признававшие власти московского правительства большевиков. Последнее объявило мобилизацию в Красную Армию и начало военную экспансию на окраины России, покуда свободные от большевизма. Так в России началась Гражданская война.

Второй этап Править

Во второй половине 1918 Красная Армия заняла Поволжье, часть Урала. Ноябрьская революция 1918 в Германии привела к аннулированию Брестского мира. Политика «военного коммунизма», а также «расказачивание» вызвали крестьянские и казацкие восстания. Особенно активны крестьяне были летом 1919 года. В Москве, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Екатеринославе в 1918 году произошли восстания. 6 июля в Москве подняли вооруженное восстание левые эсеры, рабочие отряды, части Московского гарнизона. Руководители белого движения сформировали многочисленные армии. При поддержке стран Антанты возникли правительства в Сибири, на юге, севере и др. Они развернули наступление к Волге на Симбирск и Самару, Воткинск, Туркестан и др. (войска адмирала А. В. Колчака), на Петроград (войска генерала Н. Н. Юденича), на Москву, через Курск, Орёл (войска генерала А. И. Деникина). В марте-мае 1919 Красная Армия сумела остановить это наступление. В мае-июле советские войска заняли Урал и Сибирь. В апреле-августе были эвакуированы иностранные войска с юга Украины, из Крыма, Баку, Средней Азии. Осенью под Петроградом разгромлена армия Юденича. В октябре-ноябре были разгромлены в районе Орла, Курска и Воронежа войска Деникина и к марту 1920 их остатки оттеснены в Крым.

C 1918-ого по 1920 год в ходе еврейских погромов белой армией было убито около 100 тысяч евреев, количество раненых и искалеченных не поддаётся исчислению.[2]

Конец гражданской войны Править

После окончания советско-польской войны Красная Армия разгромила войска генерала П. Н. Врангеля в Крыму. В 1921 — 1922 подавлены антибольшевистские восстания в Кронштадте, на Тамбовщине, в ряде районов Украины, Западной Сибири и др., ликвидированы очаги белогвардейцев на Дальнем Востоке (последний очаг, группа генерала Пепеляева, был ликвидирован после официального окончания войны в октябре 1922, 17 июля 1923). Завершение этапа «военного коммунизма» обусловило переход в 1921 к «новой экономической политике». В ходе гражданской войны от голода, болезней, террора и в боях погибло (по различным данным) от 8 до 13 млн. человек, в том числе около 1 млн. бойцов Красной Армии. Эмигрировало из страны до 2 млн. человек. Ущерб народному хозяйству составил около 50 млрд. золотых руб., промышленное производство упало до 4—20 % от уровня 1913, сельскохозяйственное производство сократилось почти вдвое.

Хронология Править

  • 1919 март — Наступление войск А. В. Колчака на Южном Урале
  • 1919 апрель-июнь — Контрнаступление Красной Армии на Восточном фронте
  • 1919 май — Первое наступление войск Н. Н. Юденича на Петроград
  • 1919 июнь-декабрь — Наступление Красной Армии на Урале и в Сибири
  • 1919 май-октябрь — Наступление войск А. И. Деникина
  • 1919 сентябрь-октябрь — Второе наступление войск Н. Н. Юденича на Петроград
  • 1920 январь — Окончательный разгром войск А. И. Деникина
  • 1920 январь — Окончательное поражение войск А. В. Колчака
  • 1920 февраль — Установление Советской власти в Грузии
  • 1920 апрель — Провозглашение ДВР
  • 1920 апрель — Установление Советской власти в Азербайджане
  • 1920 май-октябрь — Советско-польская война
  • 1920 октябрь — Окончательное изгнание белых с Дальнего Востока
  • 1920 ноябрь — ДВР. Разгром белоказацких войск атамана Семёнова
  • 1920 ноябрь — Взятие Перекопа Красной Армией. Окончательное поражение войск Врангеля
  • 1920 декабрь — Установление Советской власти в Армении 
  • 1921 17 марта — Подавлено Кронштадтское восстание
  • 1921 18 марта — заключен Рижский мир с Польшей
  • 1921 — Подавлено Тамбовское восстание

Примечания Править

  1. История СССР
  2. Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990

См. также Править

  1. Деникин A.И. militera.lib.ru Очерки русской смуты, в 5-ти тт., 1921—1923. — М.: «Вагриус», 2002. ISBN 5-264-00809-4
  2. Слободин В. П. Белое движение в годы гражданской войны в России (1917—1922 гг.). Учебное пособие. — М.: МЮИ МВД России, 1996.
  3. Шамбаров В. Е. Белогвардейщина. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  4. Антибольшевистская Россия.
  5. Центральный Музей Вооруженных Сил.
  6. Музей и Архив Белого движения.
  7. Юрий Семёнов «Белое дело против красного дела»
  8. Кара-Мурза С. Г. Гражданская война (1918—1921). Урок для XXI века.
  9. Будённый С. М. Пройдённый путь
  10. История гражданской войны в СССР. Т. I. Подготовка великой пролетарской революции. (От начала войны до начала октября 1917 г.) / Под ред.: М. Горького, В. Молотова, К. Ворошилова и др. — М.: ОГИЗ, 1936. Тираж 500 000.
  11. Февраль 1917-го – начало Гражданской войны. Александр Широкорад. Независимая газета
23.03.2007. http://nvo.ng.ru/history/2007-03-23/5_war.html

Гражданская война в художественной литературе Править

Также на Фэндоме

Случайная вики