Фэндом

История Вики

Грюнвальдская битва

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Грюнвальдская битва
Ян Матейко Грюнвальдская битва.jpg
Грюнвальдская битва
Дата 15 июля 1410
Место поле между Танненбергом, Грюнфельдом и Людвигсдорфом, Государство Тевтонского ордена (ныне в Польше)
Итог победа объединённого войска Королевства Польского и Великого княжества Литовского;

утрата боеспособности войск Ордена вследствие разгрома; Второй Торуньский мир

Противники
Королевство Польское

Великое княжество Литовское

Наёмники и добровольцы из Европы

Тевтонский Орден

Наёмники и добровольцы из Европы

Командующие
Ягайло, король польский;

Витовт, великий князь литовский

Ульрих фон Юнгинген, великий магистр Тевтонского ордена †
Силы сторон
12—39 тысяч человек 21—27 тысяч человек
Военные потери
4000 — 5000 человек погибло;

8000 человек ранено;.

8000 человек погибло;

14 000 человек взято в плен; 200—400 рыцарей убито;.

«Великая война» 14091411 возникла из-за стремления Великого княжества Литовского вернуть находившиеся под властью Тевтонского ордена литовские земли (Жемайтию); Польша выступала союзником княжества в этом конфликте.

ИсторияПравить

3 июля 1410 соединенные польско-литовские войска под командованием польского короля Владислава II Ягайло (Ягеллона) двинулись к границе владений Тевтонского ордена,риенбург]]а (современный Мальборк) вышла армия под командованием великого магистра ордена Ульриха фон Юнгингена. Среди тевтонцев, кроме собственно членов ордена и их вассалов, были рыцари из Германии, Франции и Англии, а так же наёмники швейцарцы, англичане и др;Всего 51 знамя, общей численностью 27 тыс. человек. Польское войско включало полки, составленные из чехов, влахов, украинцев и белорусов; в литовской армии, которой командовал великий князь Литовский Витовт (Витаутас), двоюродный брат Ягайло, находились два смоленских полка под командованием князя Смоленского Семена Лингвена Ольгердовича; на стороне союзников выступала также татарская конница. Всего 91 хоругвь, 32 тыс. человек.

15 июля противники сошлись на равнине в треугольнике между селами Грюнвальд, Таннеберг (ныне — Стэмбарк) и Людвигсдорф (ныне — Лодвигово). Войска ордена выстроились фронтом в 2 км между Грюнвальдом и Таннебергом (в западной историографии сражение обычно называют битвой при Таннеберге) в две линии. Правое крыло первой линии возглавлял Лихтенштейн, левое — Валленрод, вторую линию — сам великий магистр. Союзники выстроились в три линии на протяжении 2,5 км между Грюнвальдом и Людвигсдорфом. На левом крыле находились поляки (совместно с чехами, украинцами и др.) под командованием коронного маршала Польши Збигнева из Бжезя, третья линия — во главе с самим Владиславом, на правом — литовские (и смоленские) войска под руководством Витовта, на крайнем правом фланге — татарская конница.

Сражение началось с залпа орденской артиллерии, не причинившей вреда союзникам. Затем в атаку пошла татарская конница, за ней — первая линия войск Витовта. Атака была отбита, в бой пошли вторая и третья линия литовцев, но Валленрод двинулся в контратаку, литовцы побежали. Одновременно поляки пошли на Лихтенштейна и прорвали его фронт. Валленрод, преследовавший литовцев, вернулся, пытался потеснить силы Збигнева из Бжезя, но был отбит. В бой вступила вторая линия орденских войск под командованием Ульриха фон Юнгингена, но на помощь Збигневу двинулась третья линия поляков под командованием Ягайло, а вернувшиеся на поле боя отряды Витовта довершили разгром сил ордена (По другой версии, именно планомерный отход войск ВКЛ назад и наличие легкой татарской коницы в засаде позволил армии Ягайло ударить с фланга). Великий магистр и с ним 205 рыцарей ордена пали в бою (по другой версии, многие рыцари погибли при отступлении).

Преследование продолжалось до столицы орденских владений Мариенбурга (современный Мальборк), после чего начата была осада, но из-за отказа Витовта (возникали проблемы на восточных рубежах ВКЛ) продолжать осаду и ухода войск ВКЛ, сняли осаду и войска Польского Королевства.

Завершивший Великую войну Торуньский мир 1 февраля 1411 не был особенно тяжел для ордена: тот терял Жемайтию в пользу Великого княжества, Добжиньскую землю в пользу Польши и выплачивал контрибуцию.

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики