Фэндом

История Вики

Дания

1623статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Королевство Дания (датск. Kongeriget Danmark) — государство в Северной Европе на берегах Балтийского и Северного морей, занимает полуостров Ютландия к северу от Германии и несколько островов, главные из которых — Зеландия и Фюн.

Королевство Дания
Kongeriget Danmark
Шаблон:Флаг Дании Герб Дании
Флаг Дании Герб Дании
250px
Национальный девиз: нет
Гимн: «Der er et yndigt land»
Основано VIII век
Официальный язык Датский[1]
Столица Копенгаген
Крупнейший город Копенгаген
Форма правления Конституционная монархия
Глава государства
Премьер-министр
Королева Маргрете II
Андерс Фог Расмуссен
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
130-я в мире
43 094 км²
1,6
Население
  • Всего (2006)
  • Плотность
104-я в мире
5 405 661
125 чел./км²
ВВП
  • Итого (2005)
  • На душу населения
45-я в мире
187 977 млн. $
34 700 $
Валюта датская крона
Телефонный код +45
  1. также гренландский в Гренландии и фарерский на Фарерских островах, а в южной Дании — немецкий язык.

История Править

В IV в. на территорию Дании прибыли юты и англы, впоследствии они переселились в Британию, а полуостров Ютландию заселили даны. По их названию была названа и сама страна. Племена скандинавов возглавляли конунги (короли, вожди).

Скандинавы известны в истории своими морскими набегами (викинги). Будучи отличными мореходами, они достигали берегов Англии, Франции, Гренландии, а затем и Америки. Особенно в набегах преуспели датчане, и если норвежцы отправились в Гренландию, Америку, заселили Исландию, то датчане предпочитали Францию и Англию. В Англии с IX в. действовала область датского права (Danelaw). В VIII—IX веках викинги достигали Парижа, а датский король Кнуд Великий (Канут) (правил 1017—1035), владея Норвегией, будучи в союзе со Швецией и Шотландией, захватил Англию. Затем он породнился с местной династией путем брака.

В 1397—1523 гг. Маргарита Датская объединила под властью Дании Норвегию, Швецию, Исландию(Кальмарская уния).

В XV—XVI вв. власть принадлежит Ригсроду (Королевскому совету). Король выборный. Духовенство имеет большие привилегии.

В 1600 г. монархия объявлена наследной, она становится абсолютной. Аристократия лишается былого могущества, на службу начинают брать и горожан.

Правивший в XVIII веке Кристиан VII считается слабоумным королем. При нём королева привлекает на службу Струэнзе, который добивается власти, становится министром (утверждают, что он был и любовником королевы), проводит положительные реформы, улучшает жизнь народа, но ограничивает права дворян. В результате заговора недовольных аристократов он был казнен, реформы частично отменены.

В 1523 г. отменена уния со Швецией. С Норвегией уния продолжалась до 1814, а с Исландией — до 1944 г. Кроме того, некоторое время Дания владела герцогством Шлезвиг-Гольштейн.

Политика Править

Государственное устройство Править

Государственный строй Дании — конституционная монархия на основе конституции от 5 июня 1953 года.

См. полную статью: Государственное устройство Дании

Политическая структура Править

Полная статья: Политическая структура Дании

Внутренняя политика Дании Править

Иммиграционная политика Править

Пришедшая к власти в 2001 году праворадикально-консервативная коалиция постепенно ужесточала иммиграционную политику Дании. Статус беженца в 2001 году получили более 6000 человек, в 2005 - около 1500 человек.

Внешняя политика Дании Править

Административное деление Править

Полная статья: Административное деление Дании

  • Столичная область
  • Зеландия
  • Северная Ютландия
  • Ютландия
  • Южная Ютландия

Географические данные Править

Полная статья: География Дании

Файл:Denmark Location RU.gif

Дания расположена на полуострове Ютландия и островах Фюн, Зеландия, Фальстер, Лоллан, Борнхольм и др. В состав Дании входит величайший остров мира - Гренландия, а также мелкие Фарерские о-ва и Фризские о-ва. На них проживают два разных малочисленных народа - фарерцы и фризы, тоже германские. Ландшафт страны низменный, практически вся территория страны расположена ниже 100 м над уровнем моря. Страна омывается Балтийским и Северным морями и проливами Скагеррак и Каттегат. Для срединной Ютландии характерны вересковые пустоши, озера, холмы до 170 м над уровнем моря. Берега изрезаны фьордами. Климат - умеренный морской, погода неустойчивая.

Экономика Править

Полная статья: Экономика Дании

Дания — индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития. Доля промышленности в национальном доходе — более 40 %. Страна стоит на первом месте в мире по объему внешнеторгового оборота на душу населения.

Ведущие отрасли: металлообработка, машиностроение (особенно судостроение, электротехническое и радиоэлектронное, пищевая, химическая, целлюлозобумажная, текстильная. В сельском хозяйстве ведущая роль принадлежит мясо-молочному животноводству.

Население Править

Полная статья: Население Дании

Население — 5,18 млн. чел. Примерно 2,55 млн. мужчин, 2,62 млн. женщин. Средняя продолжительность жизни — 72 года у мужчин, 77 — у женщин. Возрастной состав: от 1 до 17 лет — 21,1%, от 18 до 66 — 65,2%, старше 67 — 13,7%. 1 млн. учащихся. Более 2 млн. семей. Из 100 семей 54 владеют собственными домами.

Бо́льшая часть населения — скандинавского происхождения, малые группы составляют инуиты (из Гренландии), фарерцы и иммигранты. По данным официальной статистики в 2003 году иммигранты составляли 6,2% населения.

На датском языке говорят на всей территории страны, хотя небольшая часть населения, проживающего на границе с Германией, также говорит на немецком. Многие датчане также хорошо владеют английским, особенно жители крупных городов и молодёжь, которая изучает английский в школах.

По данным официальной статистики от января 2002 84,3% датчан являются членами государственной церкви Датская Народная Церковь (Den Danske Folkekirke), также известной как Церковь Дании, относящейся к форме лютеранства; остальная часть населения исповедует в основном другие конфессии христианства, около 3 % — мусульмане. За последние десять лет Датская Народная Церковь наблюдает падение численности своих членов.

Культура Править

Полная статья: Культура Дании

От эпохи викингов остались памятники — крепости Треллеборг и Аперсберг. С Х в. строились деревянные, а с XI — каменные базилики. Самые известные соборы — в Виборге и в Рибе, церковь в Калунборге и замки Себорг и Вординборг — в романском стиле, соборы в Роскилле и Оденсе — в готическом. Известны замки Фредериксборг и Хельсингер (Эльсинор), куда Шекспир поместил действие пьесы «Гамлет». Самые красивые здания появляются при Кристиане IV (1588—1648). Это дома в стиле барокко, и построенные чуть позже — в стиле рококо. Король восхищался и подражал архитектуре Амстердама.

Всемирно известна статуя Русалочки в порту, персонажа сказки Андерсена, ставшая, подобно парижской Эйфелевой башне, символом страны.

Текущие события Править

Август 2004

  • 6 августаСША и Дания подписали соглашение, модернизирующее Договор 1951 о защите Гренландии. В первую очередь речь идет о модернизации американской базы Туле в рамках создаваемой США системы противоракетной обороны. Российский МИД заявил в связи с этим, что «в американскую ПРО объективно уже сейчас закладывается определенный потенциал, способный нанести ущерб российской безопасности». Поэтому, говорится в заявлении МИД, Россия оставляет за собой право на ответные действия.

Различные вопросы Править

Внешние ссылки Править

Шаблон:Европа

Также на Фэндоме

Случайная вики