ФЭНДОМ

Файл:Members of the Maquis in La Tresorerie.jpg

Движение Сопротивления, или Сопротивление (фр. Résistance) — организованное противодействие (имело несколько организационных центров) оккупации Франции нацистской Германией в 1940—1944 годы.

Включало в себя:

  • антинемецкую боевую деятельность партизан (маки́) на территории Франции, террористические акты против немецких военных, саботаж;
  • распространение антинемецкой информации и пропаганды;
  • укрывательство преследуемых евреев и коммунистов;
  • деятельность вне Франции по укреплению союза с антигитлеровской коалицией и национальной власти в колониях (Сражающаяся Франция генерала де Голля; в значительной мере координировала и подпольную деятельность внутри страны).

Активную помощь движению Сопротивления оказывала Великобритания, а с 1941 также СССР и США.

Политически движение Сопротивления было неоднородным и включало в себя людей самых разных взглядов, кому была дорога независимая Франция — от правых католиков до коммунистов (французская компартия сыграла огромную роль в Сопротивлении) и анархистов.

В движении Сопротивления активно участвовали русские эмигранты во Франции.

Также значительную роль в движении сыграли испанские партизаны (анархисты, коммунисты, левые республиканцы, баскские националисты), эвакуировавшиеся из побеждённой Республики и имеющие военный опыт.

В департаменте Ларьеж 14-ый испанский партизанский корпус (преобразованный в апреле 1942 года) сыграл главную роль в изгнании немцев. В июне 1944 года корпус атаковал немецкие конвои и освободил несколько деревень, после чего взял штурмом Фуа, немецкий штаб в этом районе. Сильный немецкий отряд предпринял контратаку, но попал в засаду. Несмотря на свое численное превосходство, немцы были накрыты пулеметным огнём, и 1200 немецких солдат сдались в плен.

Свободный Анархистский батальон, состоящий из испанцев, освободил Кагор и другие города. Около шести тысяч испанских партизан участвовало в освобождении Тулузы.

Известное столкновение произошло, когда немцы отходили из Марселя через область Гард. Отряд из 32 испанцев и 4 французов атаковал немецкую колонну (состоящую из 1300 солдат на 60 грузовиках, с шестью танками и двумя самоходными орудиями) 22 августа 1944 года у города Ла Мадлен. Макисы взорвали мост и дорогу, а сами с пулеметами заняли позиции на холмах около дороги. Бой длился с трёх часов дня до полудня следующего дня. Три макиса были ранены, 110 немцев убиты, 200 ранены, а остальные немцы сдались в плен.

Испанские бойцы Сопротивления убили в Париже генерала фон Шаумберга, парижского коменданта и генерала фон Риттера, который отвечал за принудительный набор рабочих на немецкие заводы.

Более четырёх тысяч испанцев приняли участие в макистском восстании в Париже 21 августа 1944 года. Вскоре их поддержали регулярные армейские отряды с нормандского плацдарма. Первыми, кто вошел в Париж, были танкисты Девятой роты Второй танковой дивизии французской армии. Большая часть танков носила названия испанских полей боя — «Гвадалахара», «Теруэль», «Мадрид» и «Эбро». Экипажи этих танков состояли из испанцев, которых всего во Второй танковой было 3200. Многие из них были ветеранами 26 дивизии (колонны Дуррути), которые присоединились к французской армии в 1939 году и воевали в Северной Африке. Девятая рота приняла участие в параде, проведённом в Париже, её танки стояли у Триумфальной арки. Потом они отправились дальше, участвовали в боях на Мозеле, и первыми вступили в Страсбург при поддержке американской пехоты. Их боевой путь закончился в Германии, в Берхтесгадене, где находилось «Орлиное гнездо», ставка Гитлера.

Источники Править

Д. Хутчингс "Забытые герои. Испанское Сопротивление во Франции в 1939-45 годах"

Шаблон:MetaPicstub

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики