ФЭНДОМ

Файл:President Andrew Johnson standing.jpg

Эндрю Джонсон (Шаблон:Lang-en, 18081875) — семнадцатый президент Соединённых Штатов Америки с 1865 по 1869, первоначально представитель Демократической партии, избранный в 1864 вице-президентом при республиканце А. Линкольне (в то время блок, который они представляли, именовался «Национальный союз»). Став преемником Линкольна после его убийства, он быстро восстановил против себя Конгресс и был единственным наряду с Биллом Клинтоном президентом, против которого Сенат США рассматривал дело об импичменте.

Путь к президентству Править

Родился в Северной Каролине; был портным; переселился в Теннесси, где женился, научился у жены грамоте и открыл мастерскую. Здесь Джонсон сначала выступил в качестве вига, а затем демократа и горячего поклонника Джексона. С 1833 г. был членом законод. собрания своего штата, с 1843 по 1853 г. — членом конгресса, с 1853 до 1857 г. — губернатором штата Теннесси, затем сенатором. В 1861 г., при начале Гражданской войны, Джонсон был единственным южным сенатором, оставшимся на своем посту и стоявшим за неприкосновенность союза. Особенное впечатление произвела его речь 5 февраля 1861 г., в которой он, хотя и крайний демократ, сильно нападал на сецессионистов. При начале военных действий Джонсон вернулся на родину и весной 1862 г. был назначен военным губернатором Теннесси, с чином бригадного генерала. Избранный в 1864 г. вице-президентом Союза, он вступил в эту должность 4 марта 1865; по некоторым данным, во время инаугурации вице-президент Джонсон был пьян и по настоянию Линкольна покинул церемонию. Через месяц с небольшим, вследствие убийства Линкольна (15 апреля 1865), Джонсон стал президентом (1865—1869). Заговорщики планировали, после покушения на Линкольна, убить также Джонсона и государственного секретаря Уильяма Сьюарда, но им удалось только легко ранить последнего.

Неудачное правление, попытка импичмента Править

В звании президента Джонсон порвал связь с избравшей его партией и с такой мягкостью относился к побежденным сецессионистам, что можно было опасаться утраты всех приобретенных войной результатов. Он наложил veto на принятый почти единогласно конгрессом билль об условиях обратного допущения южных штатов в Союз, а также на гражданскую равноправность негров. В конфликт были вовлечены и министры. Военный министр Стантон был уволен президентом, но сенат признал причины его увольнения не заслуживающими уважения, и Стантон снова стал заведовать военным министерством. Тогда Джонсон назначил ген. Томаса временным военным министром и приказал Стантону сдать все находившееся у него общественное имущество. Стантон отказался исполнить это приказание; сенат вновь признал его увольнение неправильным, и палата представителей постановила, большинством 126 голосов против 47, начать судебное преследование против президента и процедуру импичмента. В Сенате США, однако, не составилось большинства двух третей, необходимого для обвинительного приговора (март 1868).

Во время президентства Джонсона США купили у Российской империи Аляску (1867); ценность этого приобретения сильно недооценивалась современниками.

В 1874 г. Джонсон был вновь выбран в сенаторы штата Теннесси.

Библиография Править

  • Savage, «Life and public services of And. J.» (Нью-Йорк, 1865);
  • Moor, «Speeches of And. J.» (Бост., 1865);
  • Foster, «Life and speeches of And. J.» (Филад., 1866);
  • «Impeachment and trial of Andrew J.» (Филад., 1868).

Шаблон:ЭСБЕ

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики