ФЭНДОМ

Философ Англия
Локкпортрет3
Джон Локк
Дата и место рождения 29 августа 1632, Рингтон, Англия
Дата и место смерти 28 октября 1704, Эссекс, Англия
Направление Английская философия
Оказавшие влияние Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Рене Декарт, Томас Гоббс
Испытавшие влияние Джордж Беркли, Давид Юм, Иммануил Кант, и многие др.
Подпись ПодписьДжонаЛокка

Джон Локк (1632 — 1704 гг.)— британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Его письма произвели воздействие на многих философов и мыслителей, например на Руссо и на Вольтера, намногих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Влияние философа также отражено в американской Декларации независимости.

Детство и юность Локка Править

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в небольшом коттедже у стен гордской церкви Рингтона, недалеко от Бристоля, в графстве Соммерсет, в семье государственного юриста Джона Локка и его жены Агнессы Кин. Сына назвали в честь отца. В начале Гражданской войны в Англии, Джон Локк-старший был капитаном кавалерии парламентского войска. Мальчика крестили сразу же после рождения. Вслед за этим, семья вместе с маленьким Джоном переезжает в город Пенсфорд, и Джон-младший воспитывается в местной резиденции Тюдоров в Беллютоне. В 1647 г. Локк поступает в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне, образование ему оплачивает член Парламента и бывший командир его отца – Александр Попэм. После школы Локк поступает в колледж в Оксфорде, однако, не удовлетворившись существовавшей на тот момент учебной программой, он изучает труды современных философов, например, Рене Декарта, и находит их более интересными, чем классические материалы, с которыми он ознакомился в колледже, а позже друг по Вестминстерской школе, Ричард Лоуэр, открывает Локку мир медицины и экспериментальной философии. В 1656 году он защищает степень бакалавра, а в 1658 г. — степень магистра. Во время учёбы в Оксфорде, Локк усиленно занимается медициной и работает с такими выдающимися учёными и мыслителями, как Роберт Бойль, Томас Уиллис, Роберт Хук и Ричард Лоуэр, и в 1674 г. становится бакалавром медицинских наук. В 1666 г. Локк знакомится с лордом Энтони Эшли Купером, первым графом Шефтсбери. Взгляды Джона его поражают, и в дальнейшем Локк трудится при его дворе.

ДжонЛоккПортрет

Научная деятельность Джона Локка Править

В 1667 г. Локк переезжает в резиденцию графа Шефтсбери в имении Эксетер в Лондоне, где назначается личным лекарем лорда Эшли. Он продолжает изучать медицину под руководством Томаса Сиденгама. Именно Сиденгам оказывает решающее влияние на формирование взглядов Локка на натуральную философию, которые тот излагает в своём труде «Очерк о человеческом понимании». Настоящим испытанием для накопленных в области медицины знаний Локка становится фатальная печёночная инфекция, всерьёз угрожающая жизни графа Шефтсбери. Выслушав мнения различных специалистов, Локк всеми силами старается уговорить графа на оперативное вмешательство для удаления опухоли, которое в те времена было процедурой весьма рискованной. Однако операцию граф Шефтсбери переживает успешно. С этих пор в жизни Локка наступает период расцвета. В 1671 г. он занимает пост Секретаря Министерства по делам торговли и колоний и Секретаря Лордов-собственников Северной и Южной Каролины. Всеми силами Локк стремится сформировать собственное видение международной торговли и экономики.

Огромное влияние на политические взгляды Локка оказывает граф Шефтсбери, основатель Партии вигов. В 1672 г., когда Шефтсбери становится лордом-канцлером Великобритании, Локк оказывается вовлечённым в политическую жизнь страны. Однако в 1675 г. правление Шефтсбери пало, а потому несколько лет Локк проведёт, скитаясь по Франции, где будет давать частные уроки, а после станет личным фельдшером Калеба Бэнкса. В 1679 г. он возвращается в Лондон. К тому времени карьера графа Шефтсбери вновь идёт вверх, и он убеждает Локка написать текст «Двух трактатов о правлении». С точки зрения дня сегодняшнего, этот труд является типичным аргументом против абсолютной монархии, а также основой политической легитимизации трудового соглашения. Его представления о естественных правах человека и правительственном строе произведут коренную революцию в истории Англии.

В 1683 г., из-за подозрений в участии в заговоре представителей партии вигов против короля Карла II, Локку пришлось бежать в Нидерланды. Свидетельств того, что он являлся одним из вдохновителей заговора, практически нет. Большую часть своего пребывания в Нидерландах философ посвящает работе над книгами: он переписывает свой «Опыт о человеческом разумении» и составляет «Письма о веротерпимости». На родину он вернётся лишь после Славной революции. В 1688 г. Локк сопровождает в Англию жену Вильгельма Оранского. Вернувшись на родные земли, Локк публикует свои труды: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении» и «Письма о веротерпимости» в том числе. К этому времени он становится известен и часто встречается с такими выдающимися личностями, как Джон Драйден и Исаак Ньютон.

СмертьПравить

Локк умер 28 октября 1704 года от астмы на 73-м году жизни в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем.. Друзья похоронили философа неподалеку от его последнего жилища и памятник его украсили следующей эпитафией, написанной по-латински:

«Остановись, прохожий! Здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что это был за человек, этот памятник ответит тебе: Локк был человек, умевший довольствоваться немногим. Он воспитан был наукой и зашел так далеко, что мог служить только одной истине. Ты убедишься в этом, изучая его сочинения; из них ты узнаешь о нем более, чем из хвалебных речей. Его добродетели спорили с его скромностью, и он не решился бы поставить себя за образец тебе: его недостатки погребены вместе с ним».
Эта эпитафия, вероятнее всего, написана леди Мешем, а по другой версии - самим Локком.

Мысли о воспитании

«Мысли о воспитании»

Основные философские труды Править

  • «Опыт о законе природы», 1664 г. 
  • «Письма о веротерпимости», 1686 г.
  • «Мысли о воспитании», 1693 г.  
  • «Опыт о человеческом разумении», 1690 г.
  • «Два трактата о правлении», 1690 г.
  • «Разумность христианства»,

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики