Фэндом

История Вики

Евро

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Шаблон:Валюта Евро (знак валюты: , банковский код: EUR) — официальная валюта нескольких стран Европейского союза (Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Словении, Нидерландов, Португалии и Испании), известных так как «Еврозона». Это единая валюта для более чем 300 миллионов европейцев.

Евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчетной валюты в 1999 году, а с 2002 года существует в виде наличных банкнот и монет. Все члены Европейского союза имеют право войти в Еврозону, если они удовлетворяют определенным требованиям к кредитно-денежной политике, а для всех новых членов Европейского союза обязательство рано или поздно перейти на евро является непременным условиям вступления в союз.

Евро управляется и администритуется Европейским центральным банком (ЕЦБ), находящимся во Франкфурте, и Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ), которая состоит из центральных банков стран-членов Еврозоны. ЕЦБ является независимым центральным банком, и ему принадлежит исключительное право определять монетарную политику в Еврозоне. ЕСЦБ занимается печатанием банкнот и чеканкой монет, распределением наличных денег по странам Еврозоны, а также обеспечивает функционирование платежных систем в Еврозоне.

Характеристики евро Править

Название Править

Латиницей название записывается как euro (с прописной или строчной буквы — по-разному в разных языках), по-гречески Ευρώ. На купюрах название валюты указано прописными латинскими и греческими буквами. Название читается в соответствии с орфографиями конкретных языков, в основном по образцу того, как произносится в этом языке слово Европа: по-французски примерно ёро́, по-немецки о́йро, по-испански э́уро, по-английски ю́ро и т. п.

В русском языке преобладает передача этого слова как е́вро, хотя словари также дают вариант евро́[1]. Согласно нормативным словарям, это слово мужского рода, хотя в разговорной речи встречается и средний, и (исключительно редко) женский.

Монеты и банкноты Править

Euro banknotes.jpg
628px-Euro coins.jpg
Основные статьи: Монеты евро, Банкноты евро

Евро состоит из 100 центов (иногда называемых евроцентами). Все монеты евро, включая памятные монеты достоинством в 2 евро, имеют одну общую сторону, на которой обозначено достоинство монеты на фоне изображения европейсих стран, и вторую «национальную» сторону с изображением, выбранным той страной, в которой отчеканена монета. Все монеты, тем не менее, могут использоваться во всех странах-членах Еврозоны.

Выпускаются монеты евро достоинство 2 и 1 евро, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 евроцент. Две последние монеты не чеканятся в Финляндии и Нидерландах (но и там являются законным платежным средством). Многие магазины в Еврозоне предпочитают выравнивать цены так, чтобы они были кратны 5 центам и монеты в 1 и 2 евроцента не были нужны.

Все банкноты евро имеют общий дизайн для каждого достоинства на обеих сторонах. Выпускаются банкноты достоинством в 500, 200, 100, 50, 20, 10 и 5 евро. Некоторые банкноты старшего достоинства, такие, как 500 и 200 евро, не выпускаются в некоторых странах, но везде являются законным платежным стредством.

ЕЦБ создал клиринговую систему для крупных платежных транзакций в евро (TARGET). Все денежные переводы внутри стран Еврозоны должны стоить столько же, сколько и переводы внутри одной страны. Это верно и для розничных платежей, хотя при этом могут использоваться различные методы платежа. Расчеты с помощью кредитных карт и снятие денег в банкоматах также стоят во всех странах столько же, сколько и в стране, где выпущена карта. Расчеты с помощью «бумажных» платежных поручений, таких как чеки, не стандартизированы ЕЦБ и обрабатываются каждой страной отдельно.

Графический знак евро (€) Править

Основная статья: Графический знак евро
Файл:Euro Construction.svg

Специальный графический знак евро (€) был спроектирован после того, как путем опросов общественного мнения были выбраны два варианта из десяти предложений, и затем Еврокомиссия выбрана один из них в качестве окончательного варианта. Автором победившего дизайна, как утверждается, была команда из четырех экспертов, имена которых официально не были названы. Официальная версия создания дизайна евро оспаривается Артуром Эйзенменгером[2], в прошлом ведущим графическим дизайнером Европейского сообщества, который провозглашает, что создал этот знак как общий символ Европы.

Знак является, согласно Еврокомисии «комбинацией греческого эпсилона, как показателя значимости европейской цивилизации, буквы E, обозначающей Европу, и пересекающих знак параллельных линий, означающих стабильность евро».

Европейская комиссия также разработала логотип евро с указанием точных пропорций и цветов переднего плана и фона [3]. Хотя некоторые дизайнеры шрифтов просто в точности скопировали логотип евро в качестве знака евро в этих шрифтах, большинство разработали свои варианты, которые часто базируются на букве С в соответствующем шрифте, чтобы знак валюты имел такую же ширину, как и арабские цифры[4].

Расположение графического знака по отношению к цифрам, обозначающим номинал валюты, различается от страны к стране. Хотя официально рекомендуется помещать знак перед цифрами (что противоречит общей рекомендации ISO помещать обозначение единицы измерения после числа), люди во многих странах располагают знак евро так же, как это было принято для национальных валют, предшествовавших евро.

Ввод в обращение Править

В безналичных расчетах евро были введены с 1 января 1999 года; в наличных с 1 января 2002 года. Наличные евро заменили национальные валюты 13 (из 27) стран Европейского Союза.

Файл:European union emu map en.png

Список (в скобках — национальная валюта до введения евро):

Дания и Швеция решили не заменять национальные валюты евро, а в Великобритании должен пройти референдум по вступлению в зону евро.

Кроме того, евро были также введены в обращение:

Однако евро не были введены в следующих странах и территориях (в скобках — используемая валюта):

Эффекты от введения единой валюты Править

Файл:La2-euro.jpg

Использование единой валюты во многих странах имеет как достоинства, так и недостатки для стран-членов. К настоящему моменту сущестуют различные мнения по поводу эффектов, вызванных введением евро, поскольку для понимания и оценки многих из этих эффектов потребуются многие годы. Высказывается множество теорий и предсказаний.

Устранение рисков, связанных с обменными курсами Править

Одно из наиболее важных достоинств евро — снижение рисков, связанных с курсами обмена валют, что позволяет облегчить инвестирование между странами. Риск изменения курса валют по отношению друг к другу всегда делал инвестиции за пределами своей валютной зоны, и даже импорт/экспорт, весьма рискованными как для компаний, так и для частных лиц. Возможная прибыль может быть одномоментно сведена к нулю колебаниями валютного курса. В результате многие инвесторы и импортеры/экспортеры должны были либо смириться с этим риском, либо использовать хеджирование своих инвестиций, что приводит к дальнейшему росту цен на финансовых рынках. Инвестиции за пределами национальной валютной зоны становятся поэтому менее привлекательными. Создание Еврозоны намного увеличивает поле для инвестиций, свободное от рисков, связанных с обменным курсом. Поскольку европейская экономика сильно зависит от внутриевропейских экспортных операций, достоинства этого эффекта трудно переоценить. В частности, он очень важен для стран, национальные валюты которых традиционно были подвержены сильным колебаниям курса (например, средиземноморских государств).

В то же время весьма вероятно, что такой эффект увеличит инвестиции в странах с более либеральными рынками и уменьшит их там, где рынки более строги. У некоторых людей вызывает беспокойство, что прибыль утечет в соседние страны, и из-за этого придется сократить традиционные социальные программы.

Устранение расходов, связанных с конверсионными операциями Править

С введением единой валюты устраняются взимаемые банками комиссии за перевод средств из одной валюты в другую, которые ранее взимались и с частных лиц, и с коммерческих организаций. Хотя экономия от этого при каждой операции небольшая, с учетом многих тысяч совершаемых операций она дает существенную прибавку к средствам, вращающимся в европейской экономике.

Для электронных платежей (кредитные карты, дебитовые карты и банкоматы) банки Еврозоны должны в настоящее время взимать те же комиссии для международных платежей в Еврозоне, что и для платежей внутри одной страны. Банки Франции обошли это правило путем введения платы за все транзакции (национальные и международные), за исключением тех, которые сделаны с использованием онлайн-банкинга — метода, который недоступен для международных платежей. Таким образом, банки Франции фактически продолжают взимать более высокую плату за международные операции, чем за национальные.

Более устойчивые финансовые рынки Править

Другое заметное достоинство перехода на евро заключается в создании более устойчивых финансовых рынков. Ожидается, что финансовые рынки на европейском континенте станут намного более ликвидными и гибкими, чем были в прошлом. Возникнет больше конкуренции, и финансовые продукты будут более доступны по всему Евросоюзу. Это уменьшит издержки по финансовым операциям для бизнеса и, возможно, даже для частных лиц на всём континенте. Также упадут издержки, связанные с обслуживанием государственного долга. Ожидается, что возникновение более устойчивых и широких рынков приведет к повышению капитализации рынка акций и увеличит инвестиции. Могут возникнуть бо́льшие, более конкурентоспособные в международном масштабе финансовые институты.

Паритет цен Править

Еще один эффект от введения единой европейской валюты состоит в том, что разница в ценах — в частности, в уровне цен — должна уменьшиться. Различия в ценах могут спровоцировать арбитражные операции, то есть спекулятивную торговлю товарами между странами только для того, что эксплуатировать ценовую разницу. Введение единой валюты выравнивает цены в Еврозоне, и ожидается, что результатом этого будет увеличение конкуренции либо консолидация компаний, что должно cдержать инфляцию и будет, таким образом, полезно для потребителей. Сходным образом, прозрачность цен вне зависимости от границ должна помочь потребителям найти качественный товар или услугу по низкой цене.

В реальности влияние введения евро на уровень цен в Европе подвергается сомнению. Многие европейские граждане указывают на значительный рост цен в течение нескольких лет после введения евро, хотя множество проведенных эмпирических исследований не смогли найти этому подтвержденияШаблон:Нет источника. Предполагается, что причиной такого ощущения является то, что цены на мелкие, повседневные товары были округлены вверх, и разница составляет порой значительную сумму. Например, чашка кофе, которая стоила две марки, теперь стоит полтора или даже два евро — цена увеличилась на 50-100 %. В то же время большие платежи за различные технические устройства или за жилье незначительно выросли в процентном отношении за счет округления вверх. Тот факт, что цены, которые люди видят каждый день, воспринимаются ими более остро, может объяснить, почему так много людей считают, что с введением евро цены выросли, в то время как официальные исследования, которые рассматривают множество различных статей расходов, не обнаруживают этого.

Конкурентное рефинансирование Править

Конкурентное рефинансирование также является достоинством для многих стран (и компаний), вошедних в Еврозону. Национальные и корпоративные облигации, номинированные в евро, значительно более ликвидны и имеют более низкую процентную ставку, чем это было раньше, когда они номинировались в национальной валюте. Компании также имеют больше свободы, чтобы занимать деньги в банках за границей, не подвергая себя рискам из-за обменного курса валют. Это заставляет национальные банки снижать процентные ставки, чтобы быть конкурентоспособными.

См. также Править

Примечания Править

</ref>

Ссылки Править

Шаблон:Европейские валюты

Также на Фэндоме

Случайная вики