Фэндом

История Вики

Европоцентризм

1620статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Европоцентризм (евроцентризм) — идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западной цивилизации, а также их особую роль в мировой истории. Как вариант, путь пройденный "западными" странами провозглашается "единственно правильным". Использовался и используется для оправдания политики колониализма. На европоцентризме также базируется расизм. В России идеология европоцентризма характерна для значительной части интеллигенции.

Мифы европоцентризма Править

Согласно С.Г. Кара-Мурзе, европоцентризм (или, как он его называет, евроцентризм), базируется на нескольких устойчивых мифах:

  • Запад — христианская цивилизация (в современной трактовке: Запад — иудео-христианская цивилизация). При этом Православие ставится под сомнение (например, согласно историку-диссиденту Андрею Амальрику и многим другим российским "западникам", принятие Русью христианства от Византии — историческая ошибка).
  • Запад — продолжение античной цивилизации. Считается, что корни современной западной цивилизации восходят к Древнему Риму или Древней Греции. При этом процесс культурной эволюции может мыслится непрерывным.
  • Вся современная культура, а также наука, технология, философия, право и т.д. создана западной цивилизацией (технологический миф). При этом вклад других народов игнорируется или приуменьшается.
  • Капиталистическая экономика объявляется естественной и основанной на законах природы (миф о "человеке экономическом").
  • Так называемые "страны третьего мира" (или "развивающиеся" страны) провозглашаются "отсталыми", а чтобы "догнать" страны Запада, им надо пройти по западному пути, создавая общественные институты и копируя общественные отношения западных стран (миф развития через имитацию Запада).

См. также Править

Литература Править

  • Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм — эдипов комплекс интеллигенции — М.: «Алгоритм», 2002.
  • Амальрик А. Просуществует ли СССР до 1984 гола?

Также на Фэндоме

Случайная вики