ФЭНДОМ

Файл:Goebbels1933.jpg

«Желе́зный за́навес» — образное выражение, обозначающее информационный и политический барьер, на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие страны коммунистического блока от капиталистического Запада. Окончательно пал в конце 1980-х годов вследствие политики гласности и открытости, проводившейся в СССР и восточноевропейских странах. Символом окончательного падения железного занавеса стало разрушение Берлинской стены.

Выражение получило распространение благодаря Уинстону Черчиллю, который употребил его в своей Фултонской речи. Однако оно существовало и раньше: в отношении Советской России применялось ещё в 1920 году, а во время Второй мировой войны его использовал Йозеф Геббельс [1].

Исторически железный занавес — действительно существовавший в европейских средневековых театрах занавес из железа. Так как в театрах использовалось пожароопасное свечное освещение, то в случае пожара на сцене занавес опускался и наглухо отделял сцену от зала, что позволяло зрителям безопасно покинуть здание театра.

Примечания Править

  1. Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс — Мефистофель усмехается из прошлого. — Ростов н/Д; изд-во «Феникс» 2000 г.

См. также Править

Шаблон:History-stubaf:Ystergordyn bg:Желязна завеса bs:Željezna zavjesa ca:Teló d'acer cs:Železná opona da:Jerntæppet de:Eiserner Vorhang (Politik)eo:Fera Kurtenoet:Raudne eesriie fi:Rautaesirippuhe:מסך הברזל hr:Željezna zavjesa hu:Vasfüggönyja:鉄のカーテン ka:რკინის ფარდაmo:Кортина де фиер nl:IJzeren gordijn no:Jernteppetpt:Cortina de ferro ro:Cortina de fier simple:Iron Curtain sk:Železná oponasv:Järnridån tr:Doğu Bloğu uk:Залізна Завіса zh:铁幕