Фэндом

История Вики

Завоевания социализма

1623статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Завоевания социализма — популярное выражение из советских времен, обозначающее ряд достижений социалистического строя, выгодно отличающие его от капитализма. С распадом советского строя о завоеваниях социализма принято говорить критически и с иронией.

Конституция СССР 1977 года о завоеваниях социализма Править

Высшей точкой советского строя в СССР считается середина 70-х, годов, когда была принята последняя Конституция СССР, провозгласившая построение развитого социализма и образование новой исторической общности — советского народа. Конституция не содержала определения понятия завоевания социализма, но ссылалась на это понятие как нечто очевидное и общеизвестное в двух местах:

  • Советский народ, ... опираясь на великие социально-экономические и политические завоевания социализма, ... закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции.
  • В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.

Экономические завоевания Править

Так как марксизм определял экономические условия основой всего, наибольшее значение имели экономические завоевания социaлизма:

Социальные завоевания Править

Следующие завоевания в социальной сфере наиболее часто ассоциируются с выражением "завоевания социализма":

  • Всеобщее бесплатное среднее образование.
  • Бесплатное высшее образование.
  • Бесплатное медицинское обслуживание.
  • Государственнoе пенсионное обеспечение.
  • Отсутствие безработицы

Политические завоевания Править

К политическим завоеваниям относят следующее:

  • Социалистическая демократия.
  • Однопартийная система (партия выражает интересы трудящихся).
  • Разрядка международной напряженности.
  • Мир и дружба между народами.

Поддержка Править

Современные сторонники завоеваний социализма, сравнивая пост-социалистическое общество с социализмом, отмечают, что при социализме не было такого сильного социального расслоения, как в настоящее время, что мораль была менее ориентирована на деньги и, следовательно, люди были более духовные, практически отсутствовали межнациональные конфликты и что авторитет государства в мире был значительно выше.

Критика Править

Критики понятия "завоевания социализма" как правило аргументируют, что утверждения о завоеваниях были голословными. Рассматривая экономику советского строя, критики отмечают неэффективность, отсутствие конкуренции, экономических стимулов, значительное отставание от развитых капиталистических стран. В социальной сфере отмечают низкое качество медицинского убслуживания. В полической сфере говорят об отсутствии свободы и реальной демократии.

Утеряны ли завоевания социализма? Править

Многие завоевания социализма не были утеряны, а продолжают существовать, порой в несколько трансформированной форме:

  • В середине 90-х годов класс номенклатуры трансформировался в правящий капиталистический класс. Директоры стали хозяевами предприятий, бывшие идеологи коммунизма (например, Гайдар) — либералами-реформаторами, бывшие члены высшей номенклатуры (Ельцин, Черномырдин) — главарями новой власти.
  • Гигантский бюрократический аппарат вырос и укрепился.
  • Расслоение между властной элитой (которая не перестала быть закрытой кастой) и простым народом только усугубилось.

Также на Фэндоме

Случайная вики