Фэндом

Шаблон:1 cell table rowШаблон:2 cell table row
Держава Ахеменидов
Aryānam Xšaθram

Персидская империя
Median Empire.svg.png
550 до н. э.330 до н. э.

Verginasun.jpg
Файл:Standard of the Achaemenids.PNG
Реконструкция штандарта Ахеменидской империи
Столица Персеполь, Пасаргады, Экбатана, Сузы, Вавилон
Крупнейшие города Персеполь, Вавилон, Пасаргады, Экбатана, Сарды, Дамаск, Сузы, Мемфис, Бактра, Мараканда
Язык(и) Персидский язык
Денежная единица Дарик
Форма правления Монархия
Династия Ахемениды
xšāyaθiya xšāyaθiyānām
 - 559530 до н. э. Кир II Великий
Административное деление 20 сатрапий
История
 - Основана 550 до н. э.
 - Прекратила существование 330 до н. э.
Мидия
Согдиана
Согдиана
Бактрия
Македонская империя
История Ирана
Персидская империяПерсидские цари
edit

Держава Ахемени́дов — древнее государство VI—IV в. до н. э. в Азии, созданное персидской династией Ахеменидов.

Происхождение персов

Административное деление

Территория Персидской империи при Ахеменидах охватывала территории от Греции и Ливии до Индии. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий - от др.-перс. Шаблон:Lang), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы - от др.-перс. Шаблон:Lang). Покорённые персами империи (Мидийская, Лидийская, Нововавилонская, Египетская, Бактрийская) получали статус великих сатрапий. Покорённые царства получали статус основных сатрапий. Их устройчивые внутренние подразделения получали статус малых сатрапий. Часть сатрапий, например сатрапии Саков, часть индийских сатрапий, Нубия, Фракия, Колхида, причисляемых к провинциям империи, в действительности персами никогда не управлялись, и представляли собой декларации о намерениях мировой державы.

Государственное устройство

В разработке

Экспансия и гибель Державы Ахеменидов

  • 844 до н. э. — первое упоминание о Парсе встречается в анналах Салманасара III, ассирийского царя.
  • Одновременно с Персией формируется и другое индоевропейское царство с центром в городе ЭктабаныМидия, основанная Дейоком при помощи скифов, которые вторглись на Ближний Восток из-за Кавказа в 674 до н. э. и поддержали восстание мидян против Ассирийской империй 673670 гг. до н. э. Основатель правящей династии Персии Ахеменидов, Ахемен, был вынужден признать верховенство Мидии. В правление мидийского царя Фраорта (Фравартиса), продолжавшееся в 647625 гг. до н. э., мидяне и персы вели непрекращающиеся войны со скифами, однако уже Киаксар (623585 гг. до н. э.), наследник Фраорта, заключил со скифами и вавилонянами союз и обрушился на агонизирующую Ассирийскую империю и в 612 до н. э. взял Ниневию и Ашшур. Далее царь Мидии расправился с былыми союзниками — скифами (595—594 гг. до н. э.), после чего начал экспансию, призванную увеличить мидийское влияние, особенно в Малой Азии, где существовало богатое Лидийское царство. Битва на реке Галис 28 мая 585 до н. э. между мидянами и лидийцами была прервана, поскольку началось солнечное затмение, предсказанное греческим мудрецом и философом Фалесом Милетским, и Киаксар подписал с царем Лидии Алиаттом мирный договор.
  • Династия Ахеменидов ведёт начало от Ахемена, вождя союза персидских племён. Потомок Ахемена Кир Великий, правивший (558530) в Парсе и Аншане (Сев. Элам), основал огромную Персидскую империю, объединившую большинство стран Ближнего и Среднего Востока.
  • 550—549 до н. э. была захвачена Мидия, в течение последующих трёх лет были завоёваны страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы
  • 546 до н. э. — захват Лидии и греческих городов Малой Азии,
  • Между 545 и 539 до н. э. — захват значительной части Средней Азии,
  • 539 до н. э., 12 октября — захвачен Вавилон, Кир Великий коронован как вавилонский царь.
  • 530—529 до н. э. поход против сакско-массагетских скифских племен Средней Азии.
  • 525 до н. э. — персидский царь Камбис захватывает Древний Египет после битвы при Пелусии.
  • 522 до н. э. — неудачный заговор магов во главе со Смердисом (Гауматой). Подавление заговора Дарием I, сыном Гистаспа (Виштаспа), убившего Гаумату 29 сентября 522 до н. э. Воцарение Дария I. Перенос столицы в новопостроенный город Персеполь.
  • 521 до н. э. — подавление Дарием и его военачальником Интиферном вавилонского мятежа, которым предводительствуют самозванцы, выдающие себя за Навуходоносоров — сначала Нидинту-Бэл (известный как Навуходоносор III), затем армянин Арахи (Навуходоносор IV). После этого было подавлено несколько восстаний в провинции, которые подняли другие претенденты на трон. Дарий I окончательно приходит к власти и в память об этих событиях устанавливает Бехистунскую надпись.[1]
  • 521—486 до н. э. Правление в Персии Дария I. Для укрепления своей власти, Дарий I строит новую столицу Парсу, известную грекам как Персеполис («Город Персов»), ставшую четвертой резиденцией наряду с Пасаргадами, Экбатанами и Сузами, и увеличивает число своей личной стражи, «Бессмертных», превратившихся в 10-тысячную гвардию. Хотя Дарий усилил и расширил завоевания своих предков, но оставил след в персидской истории именно как администратор.
  • между 519 и 512 до н. э. — захвачены острова Эгейского моря, Фракия, Македония и северо-западная часть Индии.
  • 512 до н. э. — административная реформа: разделение империи на сатрапии во главе с сатрапами, количество которых в разное время колебалось в районе 20-24 сатрапий.
  • 511 до н. э. — покорение Фракии.
  • 500—494 до н. э.мятеж греческих колонистов в Ионии под предводительством Аристагора Милетского против персидского господства, поддержанное двумя полисами материковой Греции — Афинами и Эретриейи одновременно использованное персами как предлог для войны с эллинами. Вначале восставшим жителям Милета удается развернуть наступление на Сарды, однако вскоре они теряют инициативу и отступают к Эфесу, а уже в 497 г. до н. э. персы приступают к разгрому восстания в Ионии, в 496 г. до н. э. Дарий I уничтожает восставший Милет, а его население выселяет в Месопотамию, а в 494—493 годах до н. э. он окончательно расправляется с восстанием греческих колоний в Ионии.
  • 490 до н. э.Марафонская битва. Поражение персов от греческой армии Мильтиада.
  • 484 и 482 до н. э. — восстания против персидской власти в Вавилоне. Царем Вавилона провозглашен Шамаш-эрибу, однако вскоре восстание подавлено персидской армией, персы вывозят из Вавилона идол Бэла-Мардука, ликвидируют автономию Вавилонии и вавилонское гражданство.
  • 480 до н. э. — вторжение в Грецию армий Ксеркса, Эта кампания известна, прежде всего, битвами у Фермопил, Саламина и Платеи, показавших превосходство греческой демократии и героизм воинов Эллады.
  • 404 до н. э.отделение Египта от Персидской империи и восстановление независимости с коренными фараонами XXIX династии (404—343 до н. э.).
  • 401—400 до н. э. — династическая борьба в Персидской империи между царем Артаксерксом II Мнемоном и претендентом на персидский трон — братом Артаксеркса, воспитанным в греческих традициях Киром Младшим, располагавшим греческими наемниками во главе с Клеархом. Поражение Кира Младшего в битве при Кунаксе еще сильнее углубили кризис.
  • В 334 до н. э. македонский царь Александр Великий вторгся в пределы государства Ахеменидов. Царь Дарий III стал терпеть поражения.
  • В 331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Персидская держава прекратила свое существование. Страны и народы бывшей империи покорились Александру Великому.

Цари Персии из династии Ахеменидов

В русской исторической традиции ахеменидских царей принято называть греческими вариантами их имён. В списке помимо этих общепринятых эллинизированных форм приведены оригинальные персидские имена.

С 329 года до н. э. Персидская империя перестала существовать, была завоевана Александром III Великим (Македонским).

Сатрапы и правители Персии

См. также

Также на Фэндоме

Случайная вики