ФЭНДОМ

Ирла́ндия, Ирландская Республика (Шаблон:Lang-ga, Шаблон:Lang-en) — государство в Западной Европе, занимающее бо́льшую часть острова Ирландия. Площадь — 70,2 тыс. кв. км. Столица — город Дублин.

Шаблон:1 cell table row
Ирландская Республика
Poblacht Na h'Éireann
Шаблон:Флаг Ирландии Герб Ирландии
Флаг Ирландии Герб Ирландии
250px
Национальный девиз: нет
Гимн: «Amhrán na bhFiann»
Дата независимости 6 декабря 1922
  1. REDIRECT Шаблон:Nobr
Официальные языки Ирландский, Английский
Столица Дублин (ирл. Baile Átha Cliath)
Крупнейший город Дублин
Форма правления {{{Форма правления}}}
Президент

Премьер-министр
Мэри Патрисия Макэлис
(англ. Mary McAleese, ирл. Máire Mhic Ghiolla Íosa)
Берти Ахерн
(англ. Bertie Ahern, ирл. Parthalán Ó hEachthairn)
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
117-я в мире
70273 км²
2
Население
  • Всего (2006)
  • Плотность
122-я в мире
4,234,925 млн.
60,3/кв.км. чел./км²

Шаблон:2 cell table row

Валюта ЕвроШаблон:Ref
Телефонный код +353

Природа Править

Географические данные см. в статье Ирландия (остров), а также Географические данные Ирландии.

Политическая структура Править

Полная статья: Политическая структура Ирландии

Файл:Ladys View County Kerry Ireland.jpg

Ирландия — республика.

Действующая конституция принята в результате плебисцита 1 июля 1937 г., вступила в силу 29 декабря 1937 г.

Президент Ирландии (ирл. Uachtarán) (в основном церемониальный пост) избирается населением на 7 лет. Президент имеет право созыва и роспуска нижней палаты парламента по инициативе правительства, он обнародует законы, назначает судей и других высших должностных лиц, возглавляет вооруженные силы.

Фактическим главой исполнительной власти является премьер-министр (Taoiseach), выдвигаемый палатой представителей и утверждаемый президентом.

Высший орган законодательной власти — парламент (ирл. Tithe An Oireachtais), в состав которого входят президент и 2 палаты: палата представителей и сенат.

В палате представителей от 160 до 170 членов, избираемых населением на основе всеобщего, прямого и тайного голосования по системе пропорционального представительства.

Сенат состоит из 60 членов, из которых 11 назначаются премьер-министром, 6 избираются Национальным и Дублинским университетами, 43 избираются путем косвенных выборов по особым спискам (кандидатуры в эти списки выдвигаются различными организациями и объединениями). Избирательная коллегия по выборам в сенат состоит приблизительно из 900 человек, в том числе из членов палаты представителей, членов советов графств и муниципалитетов. Срок полномочий обеих палат — до 7 лет.

Административное деление Править

Полная статья: Административное деление Ирландии

Административно Ирландская Республика разделена на четыре провинции с 26 округами (графствами) (Шаблон:Lang-en) в них.

Округа:

Графство Типперэри разделено и управляется как два под-субъекта: Типперэри Северный Райдинг и Типперэри Южный Райдинг.

Население Править

Полная статья: Население Ирландии

Население Ирландии — в основном кельтского происхождения. Какие-либо значительные национальные меньшинства отсутствуют.

В 2002 г. население Ирландской Республики составляло 3,917,203 человек. С 1840-х годов, когда население регионов, входящих сейчас в Ирландскую Республику, составляло около 6,5 млн, и до 1970-х происходило постоянное сокращение численности населения — в основном из-за высокого уровня эмиграции. Ежегодный прирост населения в 1980-х составлял только 0,5 %, а к 2000 г. прирост замедлился до 0,41 %.

Приблизительно 58 % населения живет в городах.

История Править

Полная статья: История Ирландии

Первые люди заселили Ирландию в период мезолита, около 8000 г. до н.э, когда ее климат улучшился после оступления ледников. Постепенно ее жители стали частью кельтской популяции и культуры. Название острова на ирландском языкеЭрин («мир», а позднее «западный остров»). Древние ирландцы жили отдельными племенами-кланами под управлением наследственных вождей, сообща владели землей и занимались почти исключительно скотоводством. Ирландия не была частью Римской империи, но о ней упоминают римские историки (Птолемей, Тацит, Ювенал).

В 432 г. Святой Патрик, уроженец Британии, распространил среди ирландцев христианство. Спокойствие, царившее на острове, благоприятствовало развитию учености среди монашествующих. Уже с VI века Ирландия сделалась центром западной учености, из ее монастырских школ выходили проповедники христианства на материке; главным источником их был монастырь на острове Ионе. Ирландские монахи внесли значительный вклад в сохранение латинской культуры во время раннего средневековья. Ирландия этого периода славилась своим искусствами — иллюстрациями к рукописным книгам (см. Келлская книга), работой по металлу и скульптурой (см. Кельтский крест).

Эта образованность духовенства исчезла, как только викинги стали тревожить своими набегами Ирландию, а вскоре стали основывать поселения на берегах острова (в частности, Дублин). Только в начале XI века ирландцы под предводительством царя Брайана Бору победили викингов. Брайан Бору погиб в решающей битве при Клонтарфе в 1014 году.

В конце XII века часть территории Ирландии покорена англичанами при короле Генрихе II. Английские бароны завладели землями ирландских кланов и ввели английские законы и систему управления. Покоренная область называлась окраиной (the pale) и как по управлению, так и по дальнейшему своему развитию резко отличалась от еще не покоренной, так называемой Дикой Ирландии, в которой англичане постоянно стремились делать новые завоевания.

Когда Роберт Брюс овладел шотландской короной и удачно повел войну с Англией, ирландские вожди обратились к нему за помощью против общего врага. Брат его Эдуард прибыл с войском в 1315 г. и провозглашен был ирландцами королем, но после трехлетней войны, страшно опустошившей остров, он погиб в бою с англичанами. Однако в 1348 г. в Ирландию пришла «Чёрная смерть», истребившая почти всех англичан, которые жили в городах, где смертность была особенно высокой. После чумы власть англичан простиралась не дальше Дублина.

Во время английской Реформации ирландцы остались католиками, что создало доживший до наших дней раскол между двумя островами. В 1536 г. Генрих VIII подавил мятеж Шелкового Томаса Фитцджеральда, английского ставленника в Ирландии, и решил заново завоевать остров. В 1541 году Генрих провозгласил Ирландию королевством, а себя — ее королем. В течение следующих ста лет, при Елизавете и Иакове I, англичане упрочнили контроль над Ирландией, хотя и не смогли сделать ирландцев протестантами. Однако вся английская администрация состояла только из протестантов-англикан.

Во время гражданской войны в Англии, английский контроль над островом сильно ослабел, и ирландцы-католики восстали против протестантов, временно создав Конфедеративную Ирландию, но уже в 1649 г. в Ирландию прибыл Оливер Кромвель с многочисленным и опытным войском, взял приступом города Дрогеду и Уэксфорд около Дублина. В Дрогеде Кромвель приказал перебить весь гарнизон и католических священников, а в Уэксфорде армия учинила резню уже самовольно. В течение девяти месяцев Кромвель покорил почти весь остров, а затем передал начальство своему зятю Айртону, который и продолжал начатое дело. Целью Кромвеля было положить конец беспорядкам на острове путем вытеснения ирландских католиков, которые принуждены были или покинуть страну, или перебраться на запад, в Коннахт, между тем как земли их раздавались английским колонистам, большей частью — солдатам Кромвеля. В 1641 г. в Ирландии проживало более 1,5 млн. человек, а в 1652 г. осталось лишь 850 тыс., из которых 150 тыс. были английскими и шотландскими новопоселенцами (Мортон А. 1950. История Англии. М., стр. 222).

В 1689 г., во время Славной Революции, ирландцы поддержали английского короля Иакова II, смещенного Вильгельмом Оранским, за что снова поплатились.

В результате английской колонизации коренные ирландцы практически полностью потеряли свои земельные владения; сформировался новый правящий слой, состоящий из протестантов, выходцев из Англии и Шотландии.

В 1801 Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии. Ирландский язык стал вытесняться английским.

В начале XIX в. около 86 % населения Ирландии было занято в сельском хозяйстве, в котором господствовали кабальные формы эксплуатации. Ирландия служила одним из источников накопления английских капиталов и развития промышленности в Англии.

С середины 40-х гг. XIX в. начался аграрный переворот. Падение цен на хлеб (после отмены в 1846 в Англии «хлебных законов») побудило землевладельцев начать интенсивный переход от системы мелкой крестьянской аренды к крупному пастбищному хозяйству. Усилился процесс сгона мелких арендаторов с земли (так называемая очистка имений).

Отмена «хлебных законов» и болезни картофеля, который был основной культурой у малоземельных ирландских крестьян, привели к страшному голоду 1845—1849 гг. В результате голода погибло около 1 млн. человек.

Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.), ставшая постоянной чертой исторического развития Ирландии.

В итоге, в 1841—1851 гг. население Ирландии сократилось на 30 % (Mitchel J. 1869. The History of Ireland from the Treaty of Limerik to the Present Time. V. 2., p. 244—247).

И в дальнейшем Ирландия стремительно теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн. 178 тыс. человек, то в 1901 г. — всего 4 млн. 459 тыс. (Fitzgerald G. 1973. Towards a New Ireland. Dublin. p.67).

В 1919 г Ирландская республиканская армия (ИРА) развернула активные боевые действия против английских войск и полиции. В декабре 1921 был подписан мирный договор между Великобританией и Ирландией. Ирландия получила статус доминиона (так называемое Ирландское Свободное государство), за исключением 6 наиболее развитых в промышленном отношении северо-восточных графств (Северная Ирландия) с преобладанием протестантов, которые оставались в составе Соединённого Королевства. Однако Великобритания сохраняла на территории Ирландии военные базы, право на получение «выкупных» платежей за бывшие владения английских лендлордов. В 1937 страна приняла официальное название «Эйре».

В 1949 Ирландия провозглашена независимой республикой. Было объявлено о выходе республики из британского Содружества. Лишь в 60-х годах прекратилась эмиграция из Ирландии и прирост населения стал положительным. В 1973 г. Ирландия стала членом Европейского Союза. В 90-х гг. XX в. Ирландия вступила в период быстрого экономического роста.

Экономика Править

Полная статья: Экономика Ирландии

Государство и языки Править

Правительство Ирландии предпринимает меры по замене английского языка ирландским — возрожденным языком кельтов.

В апреле 2005 г. принят закон, по которому все англоязычные вывески на западном побережье страны заменены на ирландоязычные. Вся информация будет излагаться на ирландском варианте гэльского языка, которым в действительности владеет лишь население нескольких западных деревень.

В соответствии с новым законом должны быть переведены на ирландский и не могут быть дублированы английскими названиями топонимические обозначения в западном районе Гэлтахт, в округе Мит, расположенном к северо-западу от Дублина, и округе Уотерфорд на юго-востоке Ирландии.

Государственные и частные теле- и радиоканалы передают программы на ирландском языке (RTE, TG 4, Lá). Однако, зачастую знание ирландского не пользуется практическим спросом, особенно среди молодёжи.

По результату опроса в 2002 году, более 1,57 миллиона человек от 3 лет и старше могли говорить на ирландском языке, в сравнении с 1,43 миллиона в 1996 году. Однако, есть существенный сдвиг в обратную сторону с 43,5% в 1996 до 42,8% в 2002. Среди женщин оказалось больше ирландоговорящих (45,9%), чем среди мужчин (39,7%). [1]

См. также Языки Евросоюза#Ирландский язык.

Культура Править

Полная статья: Культура Ирландии

Различные вопросы Править

Ссылки Править

Шаблон:Ирландские государства

Шаблон:Европа Шаблон:Евросоюз