ФЭНДОМ

Первые поселения человека на Мальты появились в 4-м тысячелетии до н. э. В 13 веке до н. э. её территория была колонизована финикийцами. В 8—7 веках до н. э. началось проникновение на Мальту карфагенян, в 6 веке до н. э. она стала их владением. В 218 до н. э. перешла к римлянам. В 395—870 н. э. находилась под властью Византии. Большое влияние на хозяйственную жизнь, культуру и язык населения оказало длительное господство арабов (870—1091). В 1091 была завоёвана норманнами и присоединена к Сицилии. В 1530 на Мальте утвердился рыцарский орден иоаннитов, который с этого времени стал называться также Мальтийским орденом. В 16 веке Мальта неоднократно подвергалась нападениям турецких войск; в 1565 крепостные укрепления острова выдержали турецкую осаду. В 1775 произошло восстание населения против феодального гнёта мальтийских рыцарей. В 1798 Мальта была захвачена наполеоновской Францией, в 1800 — Великобританией, объявившей Мальту своей колонией. Переход Мальты во владение англичан был подтвержден Парижским договором 1814. Стратегическое значение Мальты особенно возросло после открытия в 1869 Суэцкого канала. Мальта была превращена в мощную военно-морскую базу Великобритании на Средиземном море. Население подвергалось жестокому колониальному гнёту.

В результате роста освободительного движения на Мальте после окончания Первой мировой войны 1914—18 Великобритания была вынуждена предоставить ей в 1921 статус самоуправляющейся колонии. В 1930 английские власти в условиях обострения политической борьбы ликвидировали самоуправление. Вся власть на Мальте сосредоточилась в руках английского губернатора. В период Второй мировой войны 1939—45 Мальта подвергалась налётам итальянской и германской авиации и обстрелам с моря, причинившим островам значительный ущерб. В послевоенный период на Мальте усилилось национально-освободительное и рабочее движение. По конституции 1947 было внутреннее самоуправление. В 1949 происходила стачка докеров, подавленная с помощью британских войск, прибывших из метрополии. В 1958 после начала массовых антианглийских выступлений было введено чрезвычайное положение, в 1959 отменено действие конституции 1947. Накануне происходивших в 1962 выборов архиепископ Мальты, возглавляющий очень влиятельное и вмешивающееся в государственные дела католическое духовенство, отлучил от церкви руководство Лейбористской партии. Правительство пришедшей в 1962 к власти Националистической партии подготовило проект конституции. Несмотря на то, что на проведенном по проекту конституции референдуме (май 1964) за проект голосовало меньше половины избирателей (66 тыс. — за проект, 55 тыс. — против, 27 тыс. не участвовало в голосовании), он был положен в основу при обсуждении правительством Мальты с английским правительством вопроса о независимости Мальты. По конституции Мальта — монархия. В 1962 Великобритания вновь была вынуждена пойти на предоставление Мальте внутреннего самоуправления, а 21 сентября 1964 — независимости в рамках Содружества. В 1964 Мальта стала членом ООН. Одновременно с предоставлением независимости Великобритания навязала Мальте соглашение «о взаимной обороне» сроком на 10 лет, по которому она получала право размещать на Мальте свои вооруженные силы. Мальта была фактически превращена в военную базу агрессивного блока НАТО. Ещё в 1953 здесь обосновался штаб объединённых ВМС НАТО в южной зоне Европы. Порты Мальты использовались для захода судов американского 6-го флота. В соответствии с англо-мальтийским соглашением о финансовой помощи 1964 Великобритания обязывалась в течение 10 лет предоставить Мальте в виде займов и субсидий 51 млн. фунтов стерлингов.

Последствия английского колониального господства, однобокая ориентация экономики острова на обслуживание иностранных вооруженных сил крайне отрицательно сказались на положении Мальты. Принимавшиеся правительством Националистической партии (находилась у власти в 1962—71) меры по стимулированию экономики (в основном посредством привлечения иностранного капитала) оказались малоэффективными.

Реакционная политика правительства Националистической партии, которая шла в разрез с национальными интересами мальтийского народа, вызывала недовольство населения. В результате всеобщих выборов 1971 к власти пришло правительство Лейбористской партии во главе с Д. Минтоффом, которое осуществило ряд шагов по укреплению суверенитета Мальты: взяло под свой контроль управление доками, добилось вывода штаба ВМС НАТО в южной зоне Европы, денонсировало англо-мальтийские соглашения 1964, наложило запрет на посещение Валлетты судами американского 6-го флота. После продолжительных переговоров с Великобританией в 1972 было заключено новое англо-мальтийское соглашение, согласно которому срок аренды мальтийской территории под английские военные базы был продлён на 7 лет, при условии, что Мальта будет получать от Великобритании и других держав НАТО 14 млн. фунтов стерлингов ежегодно (вместо 5 млн. фунтов стерлингов по прежнему соглашению). Одновременно правительство Мальты активизировало отношения с рядом других стран, прежде всего с Италией и ФРГ, а также с Ливией. Правительство Минтоффа установило дипломатические отношения с Болгарией, Польшей, ГДР, КНДР, КНР, Албанией (отношения с Венгрией, Румынией, Югославией были установлены ранее; с СССР — в 1967).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики