ФЭНДОМ

Файл:Charles III of Spain.jpg

Карл III (исп. Carlos III, 20 января 17161788) — король Неаполя (как Карл VII) и Сицилии в 1734-1759гг., испанский король (17591788) из династии Бурбонов, сын Филиппа V и 2-й жены его, Елизаветы Фарнезе, двоюродный брат Людовика XV. Представитель просвещенного абсолютизма, провёл эффективные реформы государственного управления и экономики.

Неаполитанский король Править

До вступления на испанский престол Карл благодаря усилиям своей матери был признан герцогом Пармы и наследником Пьяченцы и Тосканы, с бездетными владельцами которых он находился в родственных связях. В 1734 г. он овладел Неаполем и Сицилией и, признанный по Венскому трактату 1735 г. королём их, принужден был отказаться от остальных итальянских владений в пользу брата своего Филиппа и герцога Лотарингского Франца Стефана. Находясь под влиянием идей франц. литературы XVIII в. и своего министра Тануччи, К. совершил в Неаполе целый ряд благодетельных реформ, доставивших ему большую популярность. Такого же направления придерживался Карл и в Испании, королем которой стал по смерти брата своего, Фердинанда VI (10 августа 1759 г.).

Успешные реформы и экономический рост Править

В царствование Карла (1759—1788) Испания продолжила оправляться от того материального и нравственного упадка, в который приведена была в XVII веке. Возрождению её много способствовали талантливые и просвещенные министры Аранда, Флоридабланка и Кампоманес. В области администрации, народного хозяйства и просвещения произведены были многие важные преобразования. Наиболее обременительные налоги были отменены, установлена свобода хлебной торговли, улучшены пути сообщения, восстановлен флот, в пустынной местности Сьерры-Морены основаны поселения немецких колонистов. Запрещено было ношение оружия в городах; изданы законы против нищенства и бродяжничества; улицы городов предписано мостить и освещать фонарями; устраивались водопроводы, воздвигались грандиозные здания и т. д. Основано много элементарных училищ, коллегий, военных школ, семинарий; в университетском преподавании произведён ряд важных реформ; учреждены экономические общества и различные академии. Наука в Испании служила руководством для жизни; учёные делались государственными людьми (Кампоманес, Ховельянос и др.). Народонаселение Испании возросло на 4 млн., доходы государства увеличились втрое.

Народные восстания. Изгнание иезуитов Править

Но реформы Карла, особенно касавшиеся свободы хлебной торговли, вызывали народные восстания, поддерживаемые невежественным духовенством и иезуитами. Так, 23 марта 1766 г. вспыхнул бунт в Мадриде, заставивший Карла удалиться в Аранхуэс; затем происходили беспорядки в Сарагосе, Барселоне, Андалуcии, Гипускоа и др. местностях. Вредное влияние иезуитов послужило причиной изгнания их из Испании в 1767 г.

Внешняя политика Править

Во внешней политике Карл придерживался союза с Францией; 25 августа 1761 г. он заключил с версальским правительством «семейный договор» («pacte de famille»), вёл неудачную войну с Великобританией и Португалией (в рамках Семилетней войны) и по Парижскому миру 1763 г. уступил Великобритании Флориду и земли на восток и юго-восток от Миссисипи в Северной Америке. Во время войны Великобритании с североамериканскими колониями Испания с Францией поддерживали американцев, и по Версальскому миру (3 сентября 1783 г.) Испания получила обратно Флориду и остров Менорку.

Библиография Править

Шаблон:ЭСБЕ

  • Ferrer del Rio (1856). Нistoria del reinado de Carlos III. Madrid.
  • Acton, Sir Harold (1956). The Bourbons of Naples, 1734—1825. London: Methuen.
  • Lynch, John (1989). Bourbon Spain, 1700—1808. Oxford: Basil Blackwell.
  • Petrie, Sir Charles (1977). King Charles III of Spain: An Enlightened Despot. London: Constable.
Предшественник:
Фердинанд VI
Король Испании
17591788
Преемник:
Карл IV
Короли Испании
Хуана I Безумная и Филипп I  | Карлос I (император Карл V)  | Филипп II | Филипп III | Филипп IV | Карлос II | Филипп V | Луис I | Фердинанд VI | Карлос III | Карлос IV | Фердинанд VII | Жозеф I Бонапарт | Изабелла II | Амадей I Савойский | Альфонс XII | Альфонс XIII | Хуан Карлос I  Flag of Spain

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики