Фэндом

Файл:Francisco de Goya y Lucientes 055.jpg
Карл IV (исп. Carlos IV, 17481819) — испанский король (17881808), второй сын Карла III и Марии-Амелии Саксонской.

Характеристика Править

Ввиду сумасшествия своего старшего брата Филиппа Карл ещё мальчиком был объявлен наследником престола. Лишенный всяких политических способностей, слабохарактерный и ничтожный, Карл не чувствовал никакой склонности к правительственной деятельности и, вступив на престол, поручил управление государством сперва Флоридабланке, потом — Аранде и, наконец, — Годою, всеми презираемому любовнику королевы Марии-Луизы, имевшей сильное влияние на Карла.

Союз с Францией Править

Войны с Францией и Великобританией были одинаково неудачны для Испании, после возвышения Наполеона всецело подчинившейся французскому влиянию. Так, в 1803 году заключен был с Францией новый договор, возлагавший на Испанию в числе различных тяжелых обязательств и новую войну с Великобританией, начавшуюся в 1804 г. и приведшую к гибели испанского флота в битве при мысе Трафальгар (20 октября 1805). В октябре 1807 г. заключен был с Наполеоном тайный договор в Фонтенбло относительно раздела Португалии, на которую французский император имел особые виды, скрываемые от испанского правительства. Бессилие и покорность последнего дали новую пищу честолюбивым замыслам Наполеона. Он задумал захватить в свои руки Испанию.

Придворные партии Править

Осуществлению этого плана помогли раздоры придворных партий в Мадриде. Во главе одной из этих партий стояли королева и Годой, во главе другой, расположенной к Англии, — наследник престола Фердинанд и жена его, Мария-Антуанетта Неаполитанская. Со смертью Марии-Антуанетты (1806) отношения партий изменились: Фердинанд задумал вступить в брак с принцессой Наполеоновского дома и стал искать сближения с Наполеоном, тогда как Годой стал склоняться на сторону врагов Франции. Симпатии массы были на стороне Фердинанда, которого из ненависти к Годою народ желал видеть на престоле.

Вторжение Наполеона и отречение Править

Анонимное известие о каких-то замыслах наследника против Карла побудило последнего дать приказ об его аресте (20 октября 1807) и предании суду. Карл намерен был лишить его трона в пользу другого сына, Карлоса (впоследствии, в годы карлистских войн, претендент на престол, см. Дон Карлос Старший), но предварительно счел нужным узнать на этот счет мнение Наполеона. Это послужило предлогом к французскому вмешательству в испанские дела, хотя вслед за тем и состоялось примирение между Карлом и Фердинандом. Приближение французской армии к Мадриду и весть о намерении Карла бежать из столицы вызвали народный бунт, последствием которого было падение Годоя, отречение Карла и провозглашение королем Фердинанда VII (18 марта 1808 г.). Через несколько дней Карл, подчиняясь внушениям французского генерала Савари, признал свое отречение вынужденным и обратился с жалобою на сына к Наполеону, роль которого как третейского судьи, таким образом, возобновилась. Он сумел завлечь к себе в Байонну и отца, и сына и заставил обоих отказаться от престола 6 мая 1808 г. Карлу удалось выговорить себе владение замком Компьень и 8 млн. ежегодного дохода. Позже Карл удалился в Рим, где и оставался до самой смерти в 1819 г.

Литература Править

Шаблон:ЭСБЕ

  • Baumgarten, «Geschichte Spaniens vom Ausbruch der franzoesischen Revolution bis auf unsere Tage» (Лпц., 1865-71);
  • А. Трачевский, «Испания девятнадцатого века» (M., 1872).
  • General Gomez de Arteche. Historia del Reinado de Carlos IV // Historia General de España de la Real Academia de la Historia (Madrid, 1892, etc.).
Предшественник:
Карл III
Король Испании
17881808
Преемник:
Фердинанд VII
Предшественник:
Фердинанд VII
Король Испании
6 мая 1808
Преемник:
Иосиф I Наполеон
(Жозеф Бонапарт)
Короли Испании
Хуана I Безумная и Филипп I  | Карлос I (император Карл V)  | Филипп II | Филипп III | Филипп IV | Карлос II | Филипп V | Луис I | Фердинанд VI | Карлос III | Карлос IV | Фердинанд VII | Жозеф I Бонапарт | Изабелла II | Амадей I Савойский | Альфонс XII | Альфонс XIII | Хуан Карлос I  Flag of Spain.svg

Также на Фэндоме

Случайная вики