Фэндом

История Вики

Киргизия

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Киргизская Республика
Кыргыз Республикасы
Шаблон:Флаг Киргизии Герб Киргизии
Флаг Киргизии Герб Киргизии
250px
Национальный девиз: нет
Национальный гимн Киргизии
Дата независимости 31 августа 1991 (от СССР)
Официальные языки Киргизский
Столица Бишкек
Крупнейший город Бишкек
Форма правления {{{Форма правления}}}
Президент
Премьер-министр
Курманбек Бакиев
Алмаз Атамбаев
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
86-я в мире
198 500 км²
3.6
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
111-я в мире
5 146 281
25 чел./км²
ВВП
  • Итого (2005)
  • На душу населения
135-я в мире
10,62 млрд. $
2061 $
Валюта Сом
(KGS, код 417)
Телефонный код +996
Часовые пояса UTC +5Шаблон:Ref

Шаблон:Noteна территории страны действует декретное время

Кирги́зия, Кыргызста́н (кирг. Кыргызстан), официальное название Кирги́зская Респу́блика (кирг. Кыргыз республикасы) — государство на северо-востоке Средней Азии, главным образом в пределах западной и центральной части Тянь-Шаня.

Граничит на севере с Казахстаном, на западе — с Узбекистаном, на юго-западе — с Таджикистаном, на юго-востоке и востоке — с КНР.

Название Править

Вскоре после распада СССР, одновременно с началом становления независимых постсоветских государств, одним из которых стала Киргизия (бывшая Киргизская ССР), в стране начался вал фонетических переименований названий стран и городов согласно фонетике национальных языков. Так вместо привычной «Киргизии» появилось название «Кыргызстан». Однако 17 августа 1995 г. выходит Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации №1495, где утверждался список наименований бывших республик. В списке республика значилась под именем «Киргизская республика» - полная форма, «Киргизия» - краткая форма. Данное название используется и в документах МИД РФ.

История Править

Основная статья: История Киргизии

История Киргизии до 1991 Править

Независимая Киргизия Править

  • В 1991 в связи с распадом СССР провозглашена независимость Киргизии.
  • 5 мая 1993 принята первая Конституция Кыргызской Республики как независимого суверенного государства.
  • 10 мая 1993 в Кыргызстане введена собственная национальная валюта — сом.
  • 1999 и 2000 — попытки боевиков Исламского движения Узбекистана прорваться на территорию Киргизии (нынешняя Баткенская область), так называемые Баткенские события. Общими усилиями России, Киргизии и Узбекистана отряды боевиков удалось разбить.
  • 16-18 марта 2002 — столкновения между населением и правоохранительными органами в Аксыйском районе. Население выступило в защиту осуждённого депутата парламента Азимбека Бекназарова, а также требовало отказаться от ратификации соглашения 1999 года о киргизско-китайской государственной границе. Оппозиция организовала в ряде районов страны и в Бишкеке многочисленные акции протеста. В столкновениях с милицией пятеро жителей Аксыйского района погибли и несколько десятков получили ранения. Кризис в Аксы привел к отставке премьер-министра Курманбека Бакиева и правительства.
  • 24 марта 2005Революция тюльпанов — острый кризис власти обнаруживается после очередных парламентских выборов, когда сообщения о подтасовке результатов вызывают гнев жителей относительно бедных южных областей (преимущественно Джалал-Абадской и Ошской). Собираются многотысячные митинги под знамёнами и лозунгами различных партий, включая молодёжные «КелКел» и «Бирге». Демонстранты захватывают здания областных администраций, проходят стычки с ОМОНом. Исходом восстания становится захват демонстрантами власти в Бишкеке и свержение режима Аскара Акаева. К власти приходит оппозиция во главе с Курманбеком Бакиевым.
  • Через некоторое время Аскар Акаев, бежавший из страны, в результате переговоров с представителями оппозиции подписывает заявление о своём уходе с президентского поста.
  • В результате проведённых летом 2005 досрочных выборов президентом избран один из руководителей оппозиции — Курманбек Бакиев. Премьер-министром становится Феликс Кулов. Это, однако, не приводит к нормализации жизни в стране, а среди деятелей бывшей оппозиции продолжается борьба за власть.
  • В феврале 2006 председатель киргизского парламента Омурбек Текебаев, вошедший в конфликт с президентом страны Курманбеком Бакиевым, подаёт в отставку. 2 марта 2006 новым председателем парламента избран Марат Султанов, который при Аскаре Акаеве занимал посты главы Национального банка и министра финансов.
  • 29 апреля новая опозиция проводит митинг с требованиями выполнения обещаний, данных тандемом во время президентских выборов. В частности - проведения конституционной реформы. Также требовали недопущения криминальных элементов во власть. Бакиев с Куловым вышли к митингующим и пообещали им выполнить эти требования.
  • Процесс реформирования безнадежно затянулся. Президент Бакиев изначально создал Конституционное Совещание. Однако спустя некоторое время и неожиданно для многих Бакиев расширяет состав Конституционного Совещания, бюрократизируя процесс подготовки новой конституции. Разработанный расширенным составом Конституционного совещания (порядка 300 человек) проект не снимал вопросы оппозиции, и даже сам президент Бакиев пытался продолжить работу по его обсуждению и доработке. Процессу доработки не было видно конца, что усиливало напряженность среди оппозиции и бывших соратников Бакиева и Кулова периода революции 2005 года.
  • 2 ноября 2006 — Оппозиция начала бессрочный митинг против затянувшейся конституционной реформы. Митингующие требовали ухода в отставку президента Бакиева и премьер-министра Кулова.
  • 6 ноября 2006 — Происходит накал страстей. Бакиев вносит в парламент проект, но депутаты, поддерживающие оппозицию, намерены байкотировать заседания парламента. На площади "Ала-Тоо" в митинге в поддержку движения "За реформу" участвует от 3 до 5 тысяч человек. Требования митингующих: конституционная реформа, реформа кыргызского ТВ и создание общественного телевидения, отставка братьев Конгантиевых (Генпрокурора страны и начальника УВД Бишкека), мэра Бишкека Ногоева, и.о. главы МВД Гуронова, создание народного правительства, уничтожение семейного бизнеса и передача имущества Акаева народу. Стало известно о намеченном властями на 7 ноября контрмитинга. В 23 часа депутат Текебаев предлагает объявить парламент Учредительным собранием и в отсуствие кворума принять новый проект конституции.
  • 7 ноября 2006 - Парламент около 1 часа ночи сформировал Учредительное собрание. Идет сбор подписей под новой редакцией конституции. В 12 часов дня объявлено о принятии конституции. Согласно ее выборные органы - президент и парламент - сохраняют свои полномочия до 2010 года. Правительство будет новое, а президент не будет принимать участие в ее формировании. Между митингующими от оппозиции и поддерживающими Бакиева и Кулова происходит столкновение. Поговаривают о провокации.
  • 9 ноября 2006 - Президент Бакиев подписывает новую редакцию конституции, в которой, как говорят, были значительно расширены полномочия парламента (Жогорку Кенеша) в сторону сокращения полномочий президента. Однако, данной конституции не было дано долго просуществовать.
  • 19 декабря 2006 - Киргизский Кабинет Министров ушел в отставку, а Президент принял отставку Правительства. По мнению аналитиков, отставка Правительства и ожидаемый впоследствии роспуск парламента, должны были позволить полноценно вступить в силу Основному закону, по которому формировать Правительство должна выигравшая на выборах партия.
  • 30 декабря 2006 - Под угрозой роспуска парламента президентом Бакиевым, а также с участием пропрезидентских депутатов парламент принимает новую (вторую за два месяца) конституцию. В ней президент вернул утраченные в предыдущей конституции позиции, усилив свою власть.
  • Январь 2006 - Политический тандем Президента Бакиева и премьер-министра Кулова развалился. Кулов дважды не смог набрать голосов депутатов для утвердения его премьер-министром. Президент Бакиев не стал в третий раз предлагать его кандидатуру.
  • 30 января 2007 — парламент утвердил в должности премьер-министра правительства страны Азима Исабекова, исполнявшего обязанности министра сельского хозяйства республики.

Государственное устройство Править

  • Глава государства — президент, избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет.
  • Глава правительства — премьер-министр, назначается парламентом по представлению президента.
  • Двухпалатный парламент1995) — Жогорку Кенеш.
    • Верхняя палата — законодательное собрание (60 мест — 45 человек избирались по мажоритарной системе в одномандатных округах, 15 — по пропорционально-списочной системе);
    • Нижняя палата — собрание народных представителей (70 мест — депутаты избирались на 5 лет по мажоритарной системе в одномандатных округах).
  • В 2003 был проведён референдум, по итогам которого с 2005 парламент становится однопалатным (75 депутатов).
  • Государственное устройство Киргизской Республики определяется Конституцией, которая была принята 5 мая 1993 года.
  • Согласно новой редакции конституции, принятой парламентом 7 ноября и подписанной президентом Бакиевым 9 ноября 2006 года число депутатов в новом парламенте 2010 года увеличится с 75 до 90 и более половины будет формироваться партиями по пропорциональному признаку, а остальные места - по мажоритарному.

Географические данные Править

Файл:Kyrgyzstan 1996 CIA map.jpg
Основная статья: География Киргизии

Более 3/4 территории Киргизии занимают горы высотой до 7439 м (пик Победы — высшая точка страны).

Территория Киргизии расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная её часть (большая) лежит в пределах Тянь-Шаня, юго-западная — Памиро-Алая. Границы Киргизии проходят на большом протяжении по гребням высочайших хребтов и лишь на севере и юго-западе — по подножиям гор и предгорным равнинам (Чуйская долина, окраины Ферганской долины).

Вся территория республики лежит выше 500 м над уровнем моря; более половины её располагается на высотах от 1000 до 3000 м и примерно треть — на высотах от 3000 до 4000 м. Горные хребты занимают около четверти территории и простираются параллельными цепями в основном в широтном направлении. На востоке главные хребты Тянь-Шаня сближаются в районе Меридионального хребта, создавая мощный горный узел. Здесь (на границе с Китаем) поднимается пик Победы (7439 м).

Важнейшие орографические элементы:

  • массив Акшийрак,
  • хребет Кокшалтоо (высшая точка — пик Данкова, 5982 м),
  • хребет Терскей-Алатоо,
  • хребет Кунгей-Алатоо,
  • Киргизский хребет,
  • Ферганский хребет.

На крайнем северо-востоке находится одна из основных достопримечательностей Киргизии — горное озеро Иссык-Куль, на берегу которого расположены многочисленные дома отдыха и туристические базы. Озеро находится в Иссык-Кульской котловине, между хребтами Терскей-Алатоо (с юга) и Кунгей-Алатоо (с севера).

Западная часть Киргизии расположена в пределах Западного Тянь-Шаня. Его важнейшие орографические элементы:

  • Таласская долина,
  • хребет Таласский Алатоо,
  • Чаткальский хребет.

На юго-западе в пределы Киргизии входят северная, восточная и южная окраины Ферганской котловины с предгорьями. Сама Ферганская долина принадлежит Узбекистану.

На юге к Киргизии относятся северный склон Туркестанского хребта, Алайский хребет, Алайская долина и северный склон Заалайского хребта (пик Ленина, 7134 м), составляющего северную окраину Памира.

Географически Киргизия чётко разделена на две части — юг и север. Обособленные друг от друга, разделённые непреодолимыми горными хребтами, эти регионы традиционно противостоят друг другу. Северные и южные регионы соединены лишь высокогорной автомагистралью БишкекОш.

Административное деление Править

Файл:Kyrgyzstan regions2.png
  1. г. Бишкек
  2. Баткенская область
  3. Чуйская область
  4. Джалал-Абадская область
  5. Нарынская область
  6. Ошская область
  7. Таласская область
  8. Иссык-Кульская область
  9. г. Ош

Шаблон:Административное деление Киргизии

Политические партии Править

Экономика Править

Основная статья: Экономика Киргизии

В 2004 совокупный ВВП достиг лишь $2,4 млрд., то есть $430 на душу населения. Киргизия — вторая после Таджикистана по бедности страна в регионе. Больше половины населения занято сельским хозяйством, в основном животноводством, которое сконцентрировано в южных районах страны. Инфраструктура — дороги, больницы, школы — в киргизских горных селах отсутствует или находится в запущенном состоянии.

На начало февраля 2005 киргизский внешний государственный долг достиг $1,92 млрд. За 1990—1996 киргизская экономика уменьшилась почти вдвое, в основном из-за остановки промышленных предприятий на севере страны после массового отъезда квалифицированных русских рабочих. Промышленность обеспечивает лишь четверть киргизского ВВП. По мнению наблюдателей, промышленность в аграрной Киргизии была создана в советское время искусственно и уже вряд ли может быть восстановлена. Примерно 40% промышленного производства дает добыча золота — единственная активно развивающаяся в республике отрасль (в 2003 Киргизия добыла 22,5 т золота, выйдя на третье место в СНГ после России и Узбекистана).

В Киргизии, по разным оценкам, приватизировано более 70% госпредприятий. Большинство крупных предприятий контролировались родственниками первого президента Акаева (см. подробнее).

Контрольные пакеты холдингов энергетического сектора Киргизии — ОАО «Электрические станции» и АООТ «Кыргызнефтегаз» — находятся в госсобственности.

Российское участие в киргизской экономике Править

Россия занимает 5-е место по объему инвестиций в экономику Киргизии — после США, Канады, Турции и Казахстана. Самые крупные проекты в Киргизии ведут РАО «ЕЭС» (поставки электроэнергии, строительство, реконструкция и модернизация тепло- и гидроэлектростанций) и «Газпром» (в уплату долгов Киргизии перед Россией ему был передан в управление государственный пакет крупнейшей нефтегазовой компании страны «Кыргызнефтегаз», добывшей в 2004 68,6 тысячи тонн нефти и 28,3 млн. кубометров газа.

Россия получила в уплату долгов Киргизии в своё управление пакеты акций нескольких оборонных предприятий — оборонной корпорации «Дастан» и АО «Айнур».

Россия и Киргизия совместно управляют Кара-Балтинским горнорудным комбинатом, занимающимся добычей и переработкой ураносодержащих руд, молибдена, тория, серебра и золота. Комбинат производит в год 2000 тонн урана.

Российские компании планируют приобрести государственный пакет Кадамжайского сурьмяного комбината — крупнейшего производителя металлической сурьмы в СНГ и основного ее поставщика в Россию.

Социально-экономическое положение населения Править

По официальным данным, за чертой бедности живут 44,4% населения страны.

Безработица, по официальным данным, — 73,4 тысяч человек (3,5 % экономически активного населения)[1], в реальности — не менее 200 тысяч.

В марте 2007 года средняя заработная плата составляла 3057 сомов или 80 долларов США. [2]

Население Править

Основная статья: Население Киргизии
Файл:Kyrghyzstan demography.png

Население Киргизии — 5,05 млн человек.

Ядро населения республики — 58,6% — составляют киргизы. Киргизы проживают на всей территории страны и преобладают в большинстве сельских районов. Русские составляют 17,1% населения, большинство из них проживают в городах. Узбеки сконцентрированы в основном в Ошской области. Из других этнических групп, имеющих значительную численность, следует упомянуть украинцев, немцев, татар, евреев, казахов, дунган, уйгур и таджиков.

Среди покинувших страну после 1991 года большинство составляли русские, представители других славянских народов, а также немцы и евреи.

Основную часть населения юга современной Киргизии составляют киргизы и узбеки, численность которых в этом регионе почти равна. Кроме них заметную часть населения составляют таджики, уйгуры, дунгане и др. Среди них лишь немногим более 1% — русские и представители русскоязычных диаспор.

Большая часть населения сосредоточена в долинах — Чуйской на границе с Казахстаном и Ферганской на границе с Узбекистаном, долинах рек Нарын и Талас, а также в Иссык-Кульской котловине.

Государственные праздникиПравить

Дата Название Название на киргизском языке Примечание
1 января Новый Год Жаңы жыл ~
7 января Рождество ~ ~
23 февраля День вооруженных сил ~ ~
8 марта Международный женский день Аялдар күнү ~
21 марта Навруз Нооруз Нооруз майрамы
24 марта День народной революции Элдик революция күнү ~
1 мая Праздник весны и труда Ишчилер күнү ~
5 мая День Конституции Конституция күнү ~
9 мая День Победы Жеңиш күнү ~
31 августа День Независимости Эгемендүлүүк күнү ~
7 ноября День Великой Октябрьской социалистической революции ~ ~
~ ~ Курман айт Дата праздника определяется по лунному календарю
~ ~ Орозо айт Дата праздника определяется по лунному календарю

См. также Править

Ссылки Править

Шаблон:Тюркские страны

Шаблон:ШОС

Шаблон:ОИК

Шаблон:Центральная Азия Шаблон:Азия

Также на Фэндоме

Случайная вики