ФЭНДОМ

Шаблон:War-stub

Китайско-вьетнамская война (1979) — вооружённый конфликт между Вьетнамом и Китаем, произошедший в феврале—марте 1979 года.

В январе 1979 года вьетнамские войска, вторгшиеся в Камбоджу, свергли находившийся там у власти режим Пол Пота, союзный Китаю. В то же время Вьетнам высылал за пределы страны этнических китайцев, традиционно занимавшихся во Вьетнаме торговлей. В ответ на эти события китайское руководство официально объявило о намерении «преподать Вьетнаму урок». К этому времени Китай заручился поддержкой США; Вьетнам же являлся союзником СССР.

Утром 17 февраля 1979 года китайская армия начала вторжение в северные провинции Вьетнама. Основная часть вьетнамской армии в этот момент находилась в Камбодже, и основное сопротивление китайцам оказывали отряды местного ополчения. Планированием вьетнамской обороны занимались советские военные советники. Китайским войскам удалось захватить несколько приграничных городов, включая Лангшон. 5 марта во Вьетнаме была объявлена всеобщая мобилизация. В тот же день Китай объявил об окончании войны. Его подразделения были выведены с территории Вьетнама в середине месяца.

Обе стороны объявили о своей победе. Понесённые ими потери неизвестны. В частности, Вьетнам заявил, что во вторжении участвовало 600 тысяч китайских военнослужащих, а их общие потери составили более 60 тысяч человек. Однако в действительности число китайских войск непосредственно на территории Вьетнама было в несколько раз меньше, чем это было заявлено вьетнамской стороной; соответственно, можно усомниться в названной цифре потерь. Скудность информации о ходе боевых действий делает затруднительным какой-либо анализ этой войны. Существует предположение, что истинной целью Китая была проверка того, насколько эффективную помощь Советский Союз окажет Вьетнаму, то есть как далеко советское руководство готово зайти в конфронтации с Китаем. Действительно, существуют данные, что в период китайско-вьетнамской войны части Советской Армии на Дальнем Востоке были приведены в полную боевую готовность. Однако СССР ограничился осуждением китайской агрессии и военными поставками Вьетнаму.

После окончания войны отношения между Китаем и Вьетнамом ещё около десятилетия оставались напряжёнными. На границе постоянно происходили вооружённые столкновения, временами выливавшиеся в настоящий пограничный конфликт (в 1984 году).

Ссылки Править

Шаблон:Холодная война