Фэндом

Файл:President Grover Cleveland.jpg

Стивен Гровер Кливленд (Шаблон:Lang-en, первым именем не пользовался: 18 марта 1837, Колдуэлл, штат Нью-Джерси, — 24 июня 1908, Принстон, штат Нью-Джерси), государственный деятель США. Единственный президент США, занимавший свой пост два срока с перерывом и соответственно получивший двойную нумерацию в списке президентов (18851889, 22-й президент, и 18931897, 24-й президент). Кливленд был также единственным президентом от Демократической партии, избиравшимся между 1860 и 1912 годами — временем полного господства республиканцев.

Начало деятельности Править

Был адвокатом в Нью-Йорке, скоро выделился как политический оратор и примкнул к демократической партии, только что потерпевшей страшное крушение. Прежняя сторонница рабовладения, разбитая на поле битвы, упустившая из рук власть чуть не повсеместно, лишившаяся массы избирателей, партия испытала и полнейшее внутреннее банкротство. Одним из самых видных деятелей её реорганизации явился Кливленд. Сначала он был мэром города Буффало, потом губернатором штата Нью-Йорк; и там, и тут обнаружил честность и административный талант.

Первое президентство Править

Файл:1000-2f.jpg

В 1884 году демократическая партия выставила его кандидатом на пост президента и победила ничтожным большинством голосов, главным образом вследствие того, что республиканская партия не сумела против известного личной честностью Кливленда выдвинуть человека более чистого, чем Блэн. В период первого президентства Гровера Кливленда (4 марта 1885—1889) была сделана попытка отказаться от spoil system (смены всех чиновников после выбора нового президента); положен предел чрезмерному росту пенсий. Экономное управление привело финансы Соединённых Штатов в блестящее состояние; избыток доходов в 1888 году превосходил 100 млн. долларов. Это дало повод президенту, всегда бывшему противником крайнего протекционизма республиканской партии, выступить с умеренно-фритредерской программой. Таможенная реформа не удалась, вследствие сопротивления сената; тогда Кливленд внёс её в программу демократической партии. Этой платформой Кливленд привлек под знамена демократической партии значительную часть рабочих, руководимых Генри Джорджем. На выборах 1888 года Кливленд, однако, был разбит. Одной из причин этого было столкновение с Англией из-за вопроса о рыбной ловле у берегов Канады, в котором Кливленд действовал слишком резко. В 1889 году Гровер уступил свое место в Белом доме Бенджамину Гаррисону, но 4 марта 1893 году снова занял его.

Семья Править

Во время своей первой предвыборной кампании Кливленда преследовали слухи об отцовстве внебрачного ребёнка (что стало поводом для известного стиха: Шаблон:Lang-en). После избрания холостяк Кливленд, не сумевший справиться с огромным хозяйством Белого дома, женился на Флоренс Фолсом (1886); он был вторым (после Тайлера) президентом, вступившим в брак в должности, и единственным, сыгравшим свадьбу непосредственно в Белом доме.

Второе президентство Править

Файл:Grover Cleveland, painting by Anders Zorn.jpg

Гаррисон ранее восстановил в полном объёме spoil system и провёл протекционистский билль Мак-Кинли. Против того и другого, а также против серебряного билля Шермана выступил Кливленд во время своего второго срока. При нём был восстановлен золотой стандарт (1893) и принят протекционистский тариф (1894); место тарифа Мак-Кинли занял тариф Вильсона, представляющий, впрочем, лишь ничтожное ослабление протекционизма.

Недостаточно решительное поведение Кливленда в этом случае вызвало против него сильное недовольство даже в среде его сторонников. Рабочую партию Кливленд оттолкнул тем, что во время громадных стачек 1894 г. принял сторону предпринимателей. На выборах в Конгресс в конце 1894 г. республиканцы одержали блестящую победу. В ноябре 1896 президентом был избран республиканец Мак-Кинли; Кливленд, утративший к этому времени контроль над собственной партией (выставившей кандидатуру Уильяма Брайана, сторонника серебряного стандарта) не баллотировался.

Во время второго срока Кливленда был образован, 4 января 1896, штат Юта.

Литература Править

  • King, «Life and public services of Grover Cleveland» (Нью-Йорк, 1885);
  • Parker, «The writings and speeches of Grover C.» (Нью-Йорк, 1892).

Шаблон:ЭСБЕ

Также на Фэндоме

Случайная вики