Фэндом

Файл:KGB Symbol.png

Шаблон:Redirect Комитет государственной безопасности СССР (КГБ) — одно из названий государственного органа, выполнявшего задачи по защите государства СССР от внутренних и внешних врагов. Являлся одной из самых могущественных государственных структур в СССР.

Краткая история Править

Название организации неоднократно менялось.

ВЧК— ГПУПравить

20 декабря 1917 постановлением СНК РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) [1][2]. После подавления явлений саботажа, с августа 1918 года ВЧК именуется Всероссийской чрезвычайной комиссией при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности [3]. Первый председатель ВЧК: Феликс Дзержинский.

Файл:KGB House Main.jpg

6 февраля 1922 ВЦИК РСФСР принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) РСФСР. Роль ГПУ заключалась в запрещении населению какой бы то ни было политической жизни; следовательно, ликвидировавший малейшую угрозу власти партии. Хотя название ГПУ просуществовало всего год, оно получило распространение за рубежом. Термин «ГПУ» активно использовала гитлеровская пропаганда как в самой Германии, так и на оккупированных территориях. В 1940 г. был снят фильм «ГПУ», где этот термин расшифровывался как «Гибель, Паника, Ужас» (Grauen, Panik, Untergang).

ОГПУПравить

2 ноября 1923 Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.

В 1927 году для сотрудников ОГПУ и НКВД разработана более компактный вариант револьвера, пpeдполагающий скрытое ношение для опeративных рабoтников. Были укорочены длина ствола и рукояти. Оснoвной задaчей былo снижeние мaссы и умeньшение рaзмеров. Bыпyскался c 1927 по 1932 гoд мaлыми пaртиями.

Файл:Metro-nagan102136.jpg

НКВДПравить

10 июля 1934 в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в НКВД СССР.

НКВД - НКГБПравить

3 февраля 1941 НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР. В июле 1941 НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат — НКВД СССР. В апреле 1943 был вновь образован НКГБ СССР.

МГБПравить

15 марта 1946 НКГБ СССР был преобразован в Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР.

7 марта 1953 было принято решение об объединении Министерства внутренних дел (МВД) СССР и МГБ СССР в единое МВД СССР.

КГБПравить

13 марта 1954 создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 1978 — КГБ СССР).

6 мая 1991 Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В. А. Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов РСФСР Комитета государственной безопасности РСФСР (КГБ РСФСР), имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета.

АФБПравить

26 ноября 1991 Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство Федеральной безопасности РСФСР (АФБ РСФСР).

МСБПравить

28 ноября 1991 Президент СССР М. С. Горбачёв подписал Указ «Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности (МСБ)».

ЦСРПравить

3 декабря 1991 Президент СССР М. С. Горбачёв подписал Закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) и Центральная служба разведки СССР.

МБВДПравить

19 декабря 1991 Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» (МБВД). При этом была фактически упразднена МСБ.

14 января 1992 Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РСФСР и отменил Указ Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР».

ФСБПравить

О дальнейшей истории спецслужб-преемников КГБ см. Федеральная служба безопасности.

Руководство Править

Председатели КГБ Править

  1. Серов, Иван Александрович (13 марта 1954 — 8 декабря 1958 г.), генерал-полковник, с 8 августа 1955 г. — генерал армии.
  2. Шелепин, Александр Николаевич (25 декабря 1958 — 13 ноября 1961 г.).
  3. Семичастный, Владимир Ефимович (13 ноября 1961 — 18 мая 1967 г.), с 9 декабря 1963 г. — генерал-полковник.
  4. Андропов, Юрий Владимирович (18 мая 1967 — 26 мая 1982 г.), с 17 декабря 1973 г. — генерал-полковник, с 10 сентября 1976 г. — генерал армии.
  5. Федорчук, Виталий Васильевич (26 мая — 17 декабря 1982 г.), генерал-полковник.
  6. Чебриков, Виктор Михайлович (17 декабря 1982 — 1 октября 1988), генерал-полковник, с 4 ноября 1983 г. — генерал армии.
  7. Крючков, Владимир Александрович (1 октября 1988 — 21 августа 1991 г.), генерал армии.
  8. Шебаршин, Леонид Владимирович (22 августа — 23 августа 1991 г.).
  9. Бакатин, Вадим Викторович (23 августа — 22 октября 1991 г.), генерал-лейтенант.

См. также Править

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики