Фэндом

Шаблон:Викифицировать

Файл:Christian 2.jpg

Кристиан II (датск. Christian II; 148125 января 1559) — король Дании (15131523), Норвегии (15131523) и Швеции (15201521), сын короля Ганса.

Ранние годы Править

6-ти лет от роду он был помещён отцом в дом именитого копенгагенского бюргера Ганса Переплетчика, жена которого слыла одной из самых достойнейших женщин Дании, и рос некоторое время в обществе двух сыновей названной четы.

Затем Христиана отдали на воспитание к учителю его Юргену Гинце, который в числе прочих мер для укрощения необузданного нрава своего питомца брал его с собой в церковь и заставлял петь на клиросе с мальчиками-певчими. Гинце, однако, оказался не в силах справиться с мальчиком, и король взял сына обратно к себе, поручив его воспитание немцу Конраду Бранденбургу, человеку очень гуманному, который и сумел благотворно повлиять на X. Впрочем, и этот воспитатель не мог удержать молодого принца от бесшабашных ночных прогулок по городу, во время которых он часто приходил в столкновение с городской стражей.

Правление Править

Похождения эти не мешали, однако, Кристиан живо интересоваться общественными делами и политикой. Ещё ребёнком Кристиан был признан наследником датской короны, в 1494 г. утверждён наследником норвежской, а в 1497 г. — и шведской. Достигнув 18 лет, Кристиан лично принял присягу от депутатов всех областей Швеции и предпринял в сопровождении наместника Швеции Стена Стуре поездку по стране, чтобы завоевать себе симпатии населения. Он с жаром воспринимал гуманитарные идеи своего века; низшие сословия рано нашли в нём заступника и покровителя.

Необузданно пылкий, своевольный нрав его, однако, не смягчился с годами; все должно было преклоняться перед его волей. При встрече с затруднениями, которых нельзя было сломить сразу, Кристиан часто изменял свои планы; ему недоставало устойчивости и выдержки. Главной его целью была неограниченная власть, и он стремился к ней, не разбирая путей. Все свои свойства, и хорошие, и дурные, Кристиан проявил в полной мере ещё в течение своего 6-летнего наместничества в Норвегии (1506—1512). Непокорные норвежские дворяне были удалены от управления страной и заменены более податливыми датчанами; возмущения подавлены с неумолимой жестокостью; притязания ганзейских городов сурово отвергнуты; путем быстрых энергичных набегов восстановлено спокойствие в Швеции. Епископа Гаммера он по одному подозрению в измене заключил в тюрьму, не обращая ни малейшего внимания ни на папу, ни на все духовенство, ни даже на собственного отца и короля. «Епископам, — говорил он, — не след проживать в каменных крепостях-замках; пусть живут в простых помещичьих усадьбах».

Высшие сословия скоро поняли, какого сурового господина приобретут в будущем короле. Когда умер король Ганс (1503), X. пришлось для получения короны подписать очень стеснительную капитуляцию. В 1514 г. он короновался в Копенгагене, а год спустя сочетался браком с Елизаветой, сестрой импер. Карла V. И после брака, однако, продолжалась его связь с дочерью голландской мещанки Сигбритты, нежно любимой им Дивеке, которая оказывала на него благотворное, сдерживающее влияние. В 1517 г. Дивеке умерла, и в X. произошёл крутой поворот к худшему. Он окончательно ожесточился, особенно против дворян, которых подозревал в отравлении Дивеке, и в то же время все больше и больше подпадал влиянию Сигбритты, матери Дивеке, около которой сгруппировались разные тёмные личности. Враждебные отношения к датскому дворянству все обострялись и до крайних мер со стороны X. не дошли только потому, что его отвлекала борьба со Швецией. В 1520 г. он короновался в Стокгольме и целым рядом беззаконных мер, в том числе и знаменитой «Стокгольмской кровавой баней» (см.), попытался закрепить за собой и своим потомством полную верховную власть над Швецией, объявив себя наследственным её королем. В 1521 г. Кристиан отправился в Нидерланды, где добился от императора Карла V поддержки против Любека и уступки ленных прав на Голштинию. Эразм Роттердамский и Альбрехт Дюрер часто бывали гостями X. Возвратясь на родину, Кристиан стал вводить у себя новые порядки по образцу нидерландских. Издавались законы, свидетельствовавшие о стремлении X. к просвещению, к улучшению положения среднего и низшего классов. Новшества X. встретили ожесточенный отпор со стороны дворян и духовенства, видевших в каждом шаге X. стремление ослабить их значение и достигнуть самодержавной власти. Более всего утверждали их в этом мнении попытки X. добиться того, чтобы корона Дании с неотделимой от неё норвежской стала наследственной в его роде, как и корона Швеции. Сначала возмутились против X. несколько ютландских епископов и членов государственного совета.

Кристиан вступил с ними в переговоры и дождался того, что к возмутившимся пристала вся Ютландия. Даже крестьяне и горожане пристали к дворянам, испуганные чрезмерными налогами. Кристиан с женой, детьми и горстью преданных людей отплыл в Германию за помощью. Император был в это время вовлечен в войну с Францией; нечего было и думать о получении с него остававшейся за ним части приданого жены X. Целый год X. пробыл в Германии, тщетно ища средств для снаряжения войска на выручку остававшейся ему верной столицы Дании, осажденной войсками дяди его Фридриха, которого датское дворянство избрало в короли. В подавленном состоянии духа X. искал утешения в проповедях Лютера. До тех пор X. видел в реформации лишь политическое орудие и пользовался ею для достижения личных целей; теперь он, по-видимому, стал искренним лютеранином, долго жил в Виттенберге у художника Луки Кранаха, часто виделся с самим Лютером, поручил двум своим спутникам Гансу Миккельсену и Христиану Винтеру перевод с немецкого на датский язык Нового Завета, а сам занялся переводом Ветхого. Сближение с Лютером расстроило его отношения с императором. X. пришлось вместе с семьей переселиться в Люттих. На прожитие ему с семьей и свитой отпускалось, по приказанию императора, по 500 гульденов в месяц; этого не хватало, и королевской семье приходилось, терпя нужду, закладывать не только драгоценности, но даже игрушки детей. После смерти королевы (1526) у Х. отобрали детей из опасения, чтобы он не воспитал их еретиками. По окончании войны Карла V с Францией виды X. на будущее улучшились, но в видах обеспечения за собой поддержки императора и успешной борьбы с Фридрихом I и Густавом Вазой, действовавшими в качестве покровителей лютеранства, X. пришлось опять стать католиком и гарантировать в своих государствах неприкосновенность и первенство католической церкви. Обещанная ему императором денежная помощь не была оказана; тем не менее он собрал войско в 10000 чел. и, произведя внезапное нападение на голландские города, служившие гарантией в уплате ему приданого, вынудил у них помощь, несмотря на тайное и явное противодействие императора. В октябре 1531 г. был снаряжен флот, и X. отплыл на завоевание утраченных корон. Флот был разбит бурей, и X. удалось лишь с небольшой частью войска достигнуть Норвегии, откуда он предполагал действовать, заручившись сочувствием некоторых католических епископов. Силы его, однако, были уже не прежние; он скоро убедился в бесплодности борьбы и решился вступить в личные переговоры со своим дядей и врагом Фридрихом, для чего прибыл в Данию, положившись на то, что ему был гарантирован свободный пропуск, но был вероломно схвачен и заточен в Сёндерборгский замок. Фридрих I заранее связал себя обещанием перед датским и голштинским высшим дворянством считать X. государственным пленником. 8 лет провёл Х. в самом строгом заключении; в 1540 г. королю Христиану III удалось несколько облегчить его положение, а в 1549 г. перевести его в замок Каллундборг, где X. и провёл остаток дней своих в сравнительно сносных условиях.

Предшественник:
'
Король Норвегии
1513—1523
Преемник:
'

Шаблон:ЭСБЕ

Также на Фэндоме

Случайная вики