ФЭНДОМ

Файл:Christian V of Denmark.jpg

Кристиан V (датск. Christian 5., 15 апреля 1646, Фленсбург25 августа 1699, Копенгаген) – король Дании и Норвегии с 1670 года. Из династии Ольденбургов.

Сын Фредерика III и Софии Амелии Брауншвейг-Люнебургской. 14 мая 1667 в городе Нюкёбинг женился на Шарлотте Амелии Гессен-Кассельской (нем. Charlotte Amalie von Hessen-Kassel, 27 апреля 1650 – 27 марта 1714). Коронован 9 февраля 1670 года.

Годы юности Править

Образование получил довольно скудное. В 15-летнем возрасте был послан за границу, и во время пребывания при дворе Людовика XIV имел возможность наблюдать самодержавие во всем его блеске. Пока он был наследником престола, его не допускали к участию в делах правления, и только незадолго до смерти отца он стал присутствовать на заседаниях государственного совета.

Внутренняя политика Править

Воцарившись в 1670 году, он был «убежденным самодержцем», но по слабости характера легко поддавался различным частным влияниям и, не отличаясь умственным развитием, впадал в крупные ошибки. Простота и приветливость обхождения, явное тяготение к «простым людям» сделали Кристиана народным любимцем. Способствовало этому и то, что он с детства приучен был говорить по-датски, и писал большей частью на том же языке.

Кристиан укрепил режим абсолютизма в Дании, в противовес аристократии более широко используя практику своего отца по привлечению на государственную службу гольштейнской знати и представителей датского народа. Для этого он учредил новые дворянские титулы – графа и барона. Одним из самых знаменитых людей, возвысившихся благодаря такой системе, был Педер Шумахер, получивший титул графа Гриффенфельда в 1670 году, в 1674 году стал канцлером.

Внешняя политика Править

Гриффенфельд пал в немилость короля во время Сконской войны (16761679) против Швеции, которую Кристиан начал с целью возвратить полуостров Сконе, потерянный Данией после датско-шведской войны 1657–1658. В 1676 году он низверг Гриффенфельда и осудил его на пожизненное заключение в крепости.

Гриффенфельд ясно понимал ненадежное положение Дании для нападения на Швецию в то время, когда её союзником была Франция. Как он и предсказывал, более сильная держава Франция диктовала условия мира Дании с её союзником Голландией. Несмотря на победы датчан в битвах против шведского флота у острова Эланд (1676) и в заливе Кёге-Бугт (1677) (датск. Køge Bugt), датские надежды изменить границы на скандинавском полуострове в свою пользу не оправдались. Шведам изгнали датчан со Скандинавского полуострова, в 1679 году Людовик ХIV под угрозой вторжения вынудил Данию заключить мир. Результаты войны оказались политически и экономически неутешительным. Главная цель войны не была достигнута, ущерб же для экономики Дании был значителен.

Годы после войны Править

В 1683 году был принят датский кодекс (датск. Danske Lov), который был первым общедатским сводом законов. Подобный кодекс был принят в 1687 годе в Норвегии (датск. Norske Lov). В 1688 году была введена поземельная книга для оценки ценности земель и создания более справедливой системы налогообложения. Во время его царствования в стране развивалась наука благодаря работам астронома Оле Рёмера, хотя сам король наукой не интересовался.

Семейные отношения Править

Жена родила Кристиану 8 детей. Ещё 6 детей у него было от любовницы Амелии Мот (датск. Amelia Moth, 1654–1719), которую он в 16-летнем возрасте представил королевскому двору. Она была дочерью его учителя и получила титул графини Самсё в 1677 году. Кристиан умер от несчастного случая на охоте, похоронен в соборе города Роскилле.

Предшественник:
Фредерик III
Король Дании
16701699
Преемник:
Фредерик IV
Предшественник:
Фредерик III
Король Норвегии
16701699
Преемник:
Фредерик IV

Шаблон:ЭСБЕ

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики