ФЭНДОМ

Критская операция
Дата {{{дата}}}
Место {{{место}}}
Итог {{{итог}}}

Шаблон:Портал

Сражение на Крите (в немецких планах — операция «Меркурий») — стратегическая десантная операция Германии в ходе Второй Мировой войны. Сражение за Крит происходило с 20 по 31 мая 1941 года. Операция имела целью уничтожение британского гарнизона на острове Крит для установления стратегического контроля над Средиземноморским морским бассейном. Является прямым продолжением греческой кампании итало-германских вооруженных сил, нацеленной на вытеснение Великобритании из Средиземного моря. Окончилась оккупацией Крита Германией, но не имела серьезного влияния на ход войны.

Операция «Меркурий» вошла в историю как первая крупная операция воздушно-десантных войск. Несмотря на тяжелые потери, немецкие десантники смогли выполнить поставленные перед ними задачи и обеспечить высадку основных сил немецких войск. Успехи немецких воздушно-десантных частей заставили высшее руководство остальных стран-участниц войны (в частности, Великобритании) пересмотреть свое отношение к этому роду войск.

Обстановка перед операцией Править

Файл:GreeceCrete.png

Войска союзников оккупировали Крит в ходе итальянского вторжения в Грецию 28 октября 1940 г. Несмотря на то, что итальянское наступление было отражено, последующее вмешательство в конфликт гитлеровской Германии заставило союзное командование вывести свои войска численностью 57 тыс. человек с континентальной части Греции. Часть этих войск была направлена на Крит для усиления его 14-тысячного гарнизона.

Крит являлся важной морской и авиационной базой союзников. К началу операции его защищали около 40 тыс. солдат. ВМС Великобритании полностью контролировали прибрежные воды. Все это делало остров практически неприступным для традиционного в то время морского десанта. Силы союзников на Крите создавали постоянную угрозу странам Оси, в частности нефтяным промыслам Плоешти, поэтому вторжение на остров было лишь вопросом времени.

Силы союзников Править

30 апреля 1941 г. генерал-майор новозеландской армии Бернард Фрейберг был назначен командующим силами союзников на Крите.

Численность греческих войск составляла около 9 тыс. чел. В их состав входили эвакуированные с материка 12-я и 20-я дивизии, 3 батальона 5-й (Критской) дивизии, батальон критской жандармерии, гарнизон Ираклиона (численностью до батальона) и прочие разрозненные части. Помимо этого, на острове также находились сводные части курсантов военной академии и эвакуированные с материка учебные полки греческой армии, укомплектованные новобранцами.

Британские войска на острове состояли из гарнизона острова (14 тыс. чел.) и эвакуированных из Греции частей британской армии, насчитывающих до 25 тыс. чел. В эвакуированных войсках отсутствовала значительная часть тяжелого вооружения, оставленного при отступлении. Зачастую эти подразделения также были оторваны от своего командования. Ядро этих войск составляли 2-я новозеландская дивизия, 19-я австралийская бригада и 14-я британская пехотная бригада.

Силы Германии Править

План генерала Штудента подразумевал захват аэродромов силами парашютистов 7-й воздушной дивизии, с последующей переброской на захваченные аэродромы войск 22-й аэромобильной дивизии. Датой начала операции первоначально было назначено 16 мая. Впоследствии она была перенесена на 20 мая, а 22-я аэромобильная дивизия была заменена 5-й горной дивизией. Кроме этого, в резерве находилась 6-я горная дивизия, дислоцированная в районе Афин.

Общая численность 7-й парашютной и 5-й горно-стрелковой дивизий составляла 22 750 человек. 750 человек должны были быть доставлены планерами, 10 000 выброшены с парашютами, 5 000 высажены транспортными самолетами и 7 000 морем. Воздушную поддержку осуществляла 8-я армия люфтваффе в составе 280 бомбардировщиков, 150 пикирующих бомбардировщиков и 150 истребителей. Защитники острова насчитывали около 15 000 британцев, 7 100 австралийцев, 6 700 новозеландцев, 11 000-12 000 солдат регулярной греческой армии плюс неопределенное число нерегулярных солдат и полувоенных сил.

Расстояния от Крита до немецких воздушных баз, созданных на материке и островах, колебались от 120 до 240 км. и не превышали радиуса действия немецких самолетов. Расстояния до английских воздушных баз в Египте, на Мальте и в Мерса-Матрух составляли соответственно 700, 1000 и 500 км.

Разведка Править

Британская разведка и проект «Ультра» Править

Британское командование было осведомлено о готовящемся вторжении благодаря немецким переговорам, расшифрованным в рамках проекта «Ультра». Генерал Фрейберг был информирован о планах высадки и предпринял ряд мер по укреплению обороны вокруг аэродромов и на северном побережье острова. Однако на подготовке обороны серьёзно сказалось практически полное отсутствие современного вооружения и недооценка высшим командованием союзников угрозы штурма. Не последнюю роль сыграли и неточности расшифровки немецких сообщений. В частности, в большинстве расшифровок немецких радиограмм под словом «десант» подразумевался в первую очередь морской десант, а не воздушный. Верховное командование союзников также отклонило предложение Фрейберга разрушить аэродромы, чтобы не допустить подвоза подкреплений в случае их захвата немецкими парашютистами.

Германская разведка Править

Руководитель германской военной разведки (абвера) Канарис первоначально доложил о наличии на Крите только 5 тыс. британских солдат и отсутствии греческих войск. Остается неясным, был ли Канарис, обладавший развитой сетью разведывательных источников в Греции, неверно информирован или намеревался таким образом саботировать планы высадки. Канарис также предсказывал, что гражданское население встретит немцев, как освободителей вследствие сильных республиканских и антимонархических настроений в обществе. Как показали дальнейшие события, Канарис серьёзно недооценил патриотический настрой части населения Крита.

Разведка 12-й армии нарисовала менее оптимистичную картину, однако она также значительно преуменьшила численность гарнизона и эвакуированных с материка войск. Командующий 12-й армией генерал Лёр был уверен, что для успешного захвата острова будет достаточно двух дивизий, однако оставил 6-ю горную дивизию в резерве в Афинах. Впоследствии эта предосторожность себя полностью оправдала.

Вооружение Править

Германия Править

Каждый немецкий парашютист был вооружен карабином Маузер 98k. Около четверти высаженных парашютистов, кроме карабина, несли ещё и пистолет-пулемет MP-40. Каждый взвод имел в распоряжении ручной пулемет MG-34. Недостаток более тяжелого вооружения немецкие технические и военные специалисты попытались компенсировать новинкой — 75-мм безоткатным орудием LG-40. При весе в 130 кг оно было в 10 раз легче немецкого 75-мм полевого орудия при всего на треть меньшей дальности стрельбы.

Оружие и боеприпасы сбрасывались в контейнерах. Немцы использовали парашюты разных цветов, чтобы обозначить контейнеры с различными грузами: личным оружием, тяжелым оружием, боеприпасами. Безоткатные орудия LG-40 сбрасывались на специальных связках из 3 парашютов.

В отличие от парашютистов большинства других стран, немецкие парашютисты прыгали без личного оружия, которое сбрасывалось в контейнерах. Вдобавок к этому, конструкция немецкого армейского парашюта не позволяла управлять направлением полета и десантники часто приземлялись вдали от своего вооружения. В эти моменты они могли рассчитывать только на свои ножи и взятые по собственной инициативе пистолеты. Многие парашютисты были убиты именно при попытках добраться до контейнеров с оружием.

Великобритания Править

Греция Править

Высадка Править

Силы передового базирования составили 750 человек. Целью передового отряда стал аэродром Малама, который мог принимать «Юнкерсы» с главным десантом.

Силы вторжения были разделен на три группы с различными задачами:

  • Группа «Марс»: Центральная группа (командующий генерал Зюсманн), — захват Ханьи, Галатасаи и Ретимнона
  • Группа «Комета»: Западная группа (командующий генерал-майор Ойген Мейндель), — захват аэродрома Малам и подходов к нему.
  • Группа «Орион»: Восточная группа (сначала под командованием полковника Ганса Брауэра, позже командование должен был принять генерал Рингель), состоящая из одного парашютного полка и одного горно-пехотного полка, — захват города Ираклиона и его аэродрома.

Захват Крита Править

Главным пунктом атаки оказался аэродром Малам. В день высадки, 20 мая германским парашютистам не удалось захватить посадочную площадку. Однако в 5 часов утра 21 мая австралийские солдаты взвода техобслуживания и взвод зенитчиков, которые держали оборону на этом участке, предприняли атаку при поддержке двух танков. Предполагалось, что их поддержат солдаты 23 новозеландского батальона, которые, однако, не пришли на помощь. Атакующие были вынуждены отойти на исходные позиции, а затем оставить аэродром. В это время немецкие парашютисты высадились в тылу новозеландцев. Хотя они были уничтожены, начиная с 22 мая немцы получили возможность высаживать на аэродроме Малам тяжелые транспортные самолеты. 23 мая новозеландцы безуспешно атаковали аэродром. 24 мая они были вынуждены оставить подходы к аэродрому и отойти на укрепленные позиции к востоку от Малама. По сути, это и предопределило ход сражения — уже 22 мая на аэродроме приземлились 5 немецкая горно-стрелковая дивизия и артиллерия. Получив возможность высаживать пехоту используя воздушный мост, не вступая в противоборство с британскими кораблями, немцы достаточно быстро захватили остров. 1 июня, на следующий день после окончания эвакуации, британцы официально объявили о сдаче острова.

Уроки кампании Править

Серьезные потери, которые понесла Германия в ходе операции, показали, что масштабное воздушное вторжение в район локального хорошо укрепленного оборонительного района хотя и может быть успешным, сопряжено со значительными потерями наиболее хорошо подготовленных воинских подразделений. Причина заключалась в невозможности обеспечения десантной операции артиллерийской и полноценной воздушной поддержкой в условиях высадки на неподготовленные плацдармы. Германские парашютисты были вынуждены действовать в условиях отрыва от централизованного командования и соседних подразделений против подготовленной обороны, которая была снабжена артиллерией и бронетехникой. Даже в условиях ограниченного снабжения боеприпасами и горюче-смазочными материалами она оказалась способна нанести противнику значительный ущерб. Германское вторжение на Крит является примером «Пирровой победы» в условиях современного неядерного вооруженного конфликта.