Фэндом

История Вики

Латвия

1620статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Шаблон:НТЗ Шаблон:Викифицировать

Латвийская Республика
Latvijas Republika
Шаблон:Флаг Латвии Герб Латвии
Флаг Латвии Герб Латвии
250px
Национальный девиз: «Tēvzemei un Brīvībai (русский: Отечеству и Свободе)»
Гимн: «Dievs, Svētī Latviju»
Дата независимости 18 ноября 1918
Официальный язык латышский
Столица Рига
Крупнейшие города Рига, Даугавпилс, Лиепая, Елгава, Вентспилс.
Форма правления Парламентарная республика
Президент
Премьер-министр
Вайра Вике-Фрейберга
Айгарс Калвитис
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
121-я в мире
64 589 км²
1,5
Население
  • Всего (2006)
  • Плотность
137-я в мире
2 290 000
35 чел./км²
Валюта лат
Телефонный код +371

Латвия, Латвийская Республика (самоназвание: Latvija, Latvijas Republika) — прибалтийское государство, столица — г. Рига (721 тыс., 2006). Географически, в зависимости от контекста, относится как к Восточной, так и Северной Европе.

Государственное устройство Править

Латвия - парламентская республика

География Править

Общая площадь — 64 589 кв. км.

Общая протяженность границ — 1 150 км.

Равнины и низменности, небольшие холмы на востоке.

Омывается Балтийским морем на западе, граничит с Эстонией на севере, с Литвой на юге, с Россией и Белоруссией на востоке.

12 тысяч больших и малых рек, крупные из них — Даугава, Гауя, Лиелупе и Вента, около 3 тысяч озер.

Основные природные ресурсы : янтарь, торф, известняк, водные ресурсы, древесина.

История Править

Основная статья: История Латвии

До XII века н. э. территория Латвии заселена языческими племенами балтов: земгалы, курши, селы. XIII век — государственное образование немецких крестоносцевЛивония. В её состав вошли территория нынешней Эстонии и Латвии.

1201 — основан город Рига, в 1282 вошла в Ганзейский торговый союз.

В 1561 году последний магистр Ливонского ордена Кеттлер признал себя вассалом польского короля и разделил Ливонию между Польшей и Швецией (остров Эзель отошел к Дании). Полякам досталась Лифляндия и Курляндия (герцогом последней стал Кеттлер), шведам — Эстляндия.

В течение XVII века — образование латышской нации в результате консолидации отдельных народов: латгалов, селов, земгалов, куршей и ливов.

1722 — по результатам Северной войны часть территории современной Латвии отходит Российской Империи. 1795 — при третьем разделе Польши вся территория нынешней Латвии объединена в составе России.

18171819 — отмена крепостного права в большей части Латвии.

Конец XIX века — бурное развитие промышленности.

18 ноября 1918 года — провозглашение независимости Латвии.

19181920гражданская война в России.

26 января 1921 года — признание Антантой Латвии как независимого государства de iure.

15 мая 1934 — государственный переворот, в руках К. Улманиса сосредотачивается абсолютная власть в стране.

17 июня 1940 — советские войска (Красная Армия) вступают в Латвию после предъявления ей ультиматума о смене правительства.

5 августа 1940 — утрата независимости, Латвия вошла в состав СССР.

1941, 1949 — массовые репрессии и высылки в Сибирь несогласных с коммунистическим режимом, движение партизан «лесные братья» — действуют до 1956 года.

60-ые — 80-ые годы — бурное экономическое развитие в составе СССР, образцово-показательные предприятия: "ВЭФ", "Радиотехника", "РАФ", "Лайма". Многие партийные руководители Советской Латвии были выдвинуты на руководящие посты в Москву, среди них член политбюро ЦК КПСС Пельше А. Я., руководитель КГБ Латвии Пуго Б. К. и др.

21 августа 1991 — восстановление независимости Латвии.

Февраль 2004 – 19 стран-членов НАТО ратифицировали протоколы о вступлении Латвии в Североатлантический альянс.

1 мая 2004 – Латвия вместе с другими 9 странами: Эстонией, Литвой, Польшей, Словакией, Чехией, Венгрией, Словенией, Мальтой и Кипром стала полноправной страной-членом Европейского Союза.

Административно-территориальное устройство Править

Четыре региона - Латгалия, Земгале, Курземе, Видземе, двадцать шесть районов, 77 городов; крупнейшие из них: Рига (924 тыс.), Даугавпилс (113 тыс.), Лиепая (87 тыс.), Елгава (66 тыс.), Юрмала (60 тыс.), Вентспилс (44 тыс.)

Государственные праздники и памятные дни Править

1 января — Новый год;

20 января — День памяти защитников баррикад 1991 года;

25 марта — День памяти жертв коммунистического геноцида;

Первая пятница, воскресенье и понедельник после первого весеннего полнолуния — Католическая и Лютеранская Пасха;

1 мая — Праздник труда;

4 мая — Декларации о независимости Латвийской Республики;

Второе воскресенье мая — День матери;

8 мая — День победы над нацизмом и День памяти жертв Второй мировой войны;

14 июня — День памяти жертв коммунистического геноцида;

23-24 июня — Лиго («Иванов День»);

16-18 августа - День Рождения Риги

11 ноября — День Лачплесиса;

18 ноября — День провозглашения Латвийской Республики;

24—25 декабря — Католическое и Лютеранское Рождество;

31 декабря — День уходящего года.

Внутренняя политика Править

Неграждане Править

На начало 2006 года 418 тысяч жителей Латвии имеет т. н. статус негражданина. После получения независимости, 15 октября 1991 года Верховным Советом (избранным как ВС ЛССР в 1990) было принято решение, предусматривающее, что только граждане Латвии на июнь 1940 года и их прямые потомки могут рассчитывать на автоматическое получение гражданства в новой Латвии. Для остальных жителей получение гражданства было возможно лишь за особые заслуги, однако в 1994 был принят закон о гражданстве, сделавший возможным (с 1998 — для большинства неграждан) получение гражданства после прохождения процедуры натурализации. Процедура натурализации возможна лишь при сдаче стандартных экзаменов по латышскому языку и истории. Кандидаты на получения гражданства должны пройти процедуру доказывания лояльности государству. Однако это не решило проблемы. Часть неграждан принципиально не желают проходить данную процедуру, так как считают, что они имеют право на получение гражданства автоматически, поскольку для выхода из состава СССР было необходимо их согласие на референдуме о независимости. Обещав перед выборами 1990 предоставление гражданства всем жителям Латвии, пришедший к власти Народный фронт Латвии после успешного референдума в 1991 переменил свою позицию. Это вызвало массовое недовольство негражданского русскоязычного населения. Таким образом в общественно-политической жизни Латвии появилась ситуация, когда население страны поделено на два лагеря: граждане и неграждане (в паспортах на английском обозначаются как alien — чужак), это вызвало глубокое противоречие между различными слоями населения.

Вторая мировая война, оккупация и отношение к легиону ССПравить

В Латвии многими националистическими политиками применяется термин «оккупация», когда идет речь о пребывании Латвии в составе СССР. Этот термин применяется как инструмент политики, морально обосновывая, почему одни жители страны должны иметь политические права, а другие нет, а в радикальном варианте — также почему неграждане обязаны покинуть территорию Латвии.

Однако оппоненты указывают, что термин «оккупация» имеет иное значение. и к событияс 1940 г. применимо понятие «аннексия». Территория признается оккупированной, если она находится во власти неприятельской армии [1]. Против «теории оккупации» выдвигаются такие аргументы:

1. Во время присоединения Латвии к СССР, страны не находились в состоянии вооруженного конфликта.

2. Ввод советских войск был осуществлен по приглашению государственных структур Латвии, а не в результате военных действий.

3. Все юридические процедуры для присоединении Латвии к СССР были формально соблюдены.

4. Сторонники оккупации нередко используют подмену понятий, ссылаясь на Гаагскую конвенцию. Действительно, согласно данному международному нормативно-правовому акту, оккупация может производиться и без должного оформления объявления войны противооборствующими сторонами, а так же и без ведения военных действий, однако в этом случае сторона, чья территория оккупируется, должна выразить другой стороне своё несогласие с данными действиями. Чего не было со стороны Латвии в 1940 году.

4. Жители «оккупированной» территории получили гражданство СССР, все социальные, политические и экономические права были предоставлены наравне с другими жителями СССР, при этом лица достигшие определенного возраста могли служить в советской армии.

5. Границы СССР после 1940 года были признаны многими странами мира.

6. В 1991 году в Латвии был принята декларация о восстановлении независимости, а не о снятии оккупационного режима. Тем самым латвийскими государственными органами было признан факт аннексии и вхождении Латвии в состав СССР.

Также вызывающими политические разногласия историческими вопросами являются отношение к Латышскому легиону СС и публичному чествованию его ветеранов, а также присоединение к РСФСР в 1944 города Пыталово с окрестностями (ряд партий выступает против ратификации подписанного договора о границе с Россией).

ЯзыкПравить

Среди национальных меньшинств недовольство вызывают лишение официального статуса русского языка, родного более чем для трети населения, и отсутствие такового у латгальского (который официально считается разновидностью латышского). Также острый политический вопрос, вызвавший самые массовые протесты в начале XXI века — сокращение возможностей получить образование на русском языке.

Внешняя политика Править

Латвия в своей внешней политике ориентируется на Евросоюз и НАТО. 1 мая 2004 года Латвия вступила в Евросоюз. Член НАТО с 29 марта 2004 года.

Политические партии и движения Править

С 1990 у власти в стране непрерывно находятся правые партии, на март 2007 — Народная партия, Союз зелёных и крестьян, Латвийская первая партия и ТБ/ДННЛ. Правая парламентская оппозиция: Новое время, левая («русская») — Центр согласия и ЗаПЧЕЛ. Из непарламентских партий в Рижской думе представлены ЛСДРП и Дзимтене.

См. также Политическая структура Латвии.

Население Править

Население — 2 290 765 человек (01.01.2006), плотность населения — 37 чел. на 1 кв. км.

Этнический состав населения: латыши — 59.0 %, русские — 28.5 %, белорусы — 3.8 %, украинцы — 2.5 %, поляки — 2.4 %, евреи — 0.5 %.

Экономика Править

За прошедшие после восстановления независимости годы, Латвия провела серьёзные экономические реформы, ввела собственную валюту (лат) в 1993 году, провела приватизацию, и вернула собственность прежним владельцам (реституция). Экономика стабильно растет на 5-7 % (2006 - 12,6%!) в год. Также был взят курс на уход из-под влияния России и интеграцию с европейскими структурами. В 1999-ом году Латвия вступила в Всемирную торговую организацию (ВТО). В 2004-ом году Латвия вступила в Европейский союз (ЕС).

Информационное пространство Править

Информационные агенства:

Основная доля сектора услуг ВВП Латвии составила 70,6%, промышленность - 24,7%, сельское хозяйство - 4,7%. Латвия единственная страна Евросоюза, чей главный экспортный товар это пиломатериалы (17%) и лес-кругляк (5%). Почти столько же приходится на экспорт железа и металла в брусках. Доходы от транзитных перевозок составляют примерно 66% от всего экспорта услуг Латвии. 60% транзита составляет транспорт нефти и нефтепродуктов. Основное направление транзитных потоков - из России и СНГ на Запад. Латвия подписала соглашение с Литвой и Эстонией об учреждении таможенного союза, и поэтому объем торговли между этими странами достаточно большой

Наука, образование и культура Править

См. Музеи Латвии

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики